Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей природной среды. Сейчас в Украине создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей природной среды, ориентирован на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность – ориентация не на плановое финансирование из бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического регулирования еще преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов (лимитов).
|
|
Плата за использование природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К другим механизмам следует отнести плату за загрязнение окружающую природную среду, экологические фонды и экологическое страхование.
Плата за использование природных ресурсов. Законом Украины об охране окружающей среды предусматривается плата не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. При этом плата за сверх лимитное использование природных ресурсов в несколько раз превышает плату за встановленные лимиты. «Порядок определения нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимание этого сбора» определен Постановлением КМУ от 01.03.99 № 303.
Плата за использование природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рационального использования.
Плата за загрязнение окружающей природной среды. Законом Украины об охране окружающей природной среды предусмотрена плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов, как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи относятся на валовые расходы, а во втором выплачиваются за счет прибыли. Сбор за оплату выбросов передвижных источников относится на валовые расходы.
За сверхлимитные выбросы, сбросы и размещение отходов сбор начисляется в пятикратном размере. В случае отсутствия лимитов сбор начисляется как за сверхлимитные выбросы, сбросы и отходы.
|
|
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие к сокращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Экологические фонды. Для реализации природоохранных программ создана единая система государственных фондов. Фонды функционируют за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
Сборы за загрязнение окружающей природной среды распределяются следующим образом:
20 % - в местные фонды охраны окружающей природной среды, которые образуются в составе сельских, городских бюджетов, на отдельные счета;
50 % - в местные фонды охраны окружающей природной среды, которые образуются в составе бюджетов Автономной Республики Крым, областных бюджетов, на отдельные счета;
30 % - в Государственный фонд охраны окружающей природной среды, в составе Государственного бюджета Украины, на отдельный счет.
Плательщики сбора, расположенные в гг. Киев и Севастополь, 70 % платежей перечисляют в местные фонды охраны окружающей природной среды, на отдельные счета и 30 % - в Государственный фонд охраны окружающей природной среды, в составе Государственного бюджета Украины, на отдельный счет.
Экологическое страхование. В ряде стран граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф.