Понятие и значение экономики качества

Понятие экономики качества включает вопросы учета, анализа и управления затратами на качество для достижения целей организации.

В условиях рыночной экономики, когда качество продукции наряду с ее стоимо­стью являются основными факторами успешного существования организации, все больше внимания уделяется учету, анализу и управлению затратами на качество (ЗНК). Информация о ЗНК становится ключевой для решения следующих задач:

• обеспечения качества изготовления продукции (предоставления услуг) и со­вершенствования технологии и организации производства;

• развития производства;

• разработки и выпуска новой конкурентной продукции (услуг);

• обеспечения интересов всех заинтересованных сторон (потребителей, про­изводителя, поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, владельцев, общества, государства);

• выявления конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• определения размеров необходимых инвестиций, направляемых на повыше­ние качества продукции;

• определения конкурентных позиций фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;

• оценки эффективности функционирования системы качества организации;

• идентификации «узких мест» и критических областей в деятельности пред­приятия, требующих совершенствования;

• разработки параметров качества, поддержания достигнутого уровня каче­ства и его повышения;

• информирования потребителей продукции фирмы о затратах на качество.

Определение и анализ затрат на качество позволяют представить реальную картину состояния дел в области качества продукции администрации и трудово­му коллективу, акционерам и потребителям продукции. В конечном итоге инфор­мация о затратах на качество создает предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учетом требований всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности и рента­бельности производства, возрастанию конкурентоспособности продукции.

В настоящее время на предприятиях СНГ вопросам качества производимой продукции и услуг уделяется большое внимание. Однако не всегда это приводит к желаемому экономическому успеху. Основная причина, по мнению авторов, кроется в отсутствии анализа происходящих изменений и финансовых затрат на мероприятия, направленные на улучшение качества продукции и услуг. Думает­ся, прежде всего это связано с тем, что на многих предприятиях действуют систе­мы качества, соответствующие стандартам ISО серии 9000 версии 1994 года, где требования управления затратами на качество не были предусмотрены. Стандар­ты же версии 2000 года предполагают обязательный учет затрат на качество как элемент общей системы менеджмента.

Ориентация стандартов ISО серии 9000:2000 на удовлетворение всех заинтере­сованных сторон, а не только потребителей, существенно повышает роль финансо­вых механизмов менеджмента качества, направленных на повышение экономичес­кой эффективности хозяйственной деятельности. При этом проблема мониторинга затрат на качество наиболее существенна в условиях современного производства. По разным источникам (например, [90, 91]), затраты на качество могут состав­лять 2-80 % производственных затрат1. Задача экономики качества состоит в том, чтобы корректно учесть эти затраты и связать их с общими показателями эффек­тивности производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: