Методика хронометрированного наблюдения

Фрагмент (из магистерской диссертационной работы В.А. Перовой)

Хронометрированное наблюдение за самостоятельной познавательной деятельностью ребенка на занятии.

Целью хронометрированного наблюдения было определить индивидуальные особенности и умение детей организовать самостоятельную деятельность в учебно-познавательном процессе, регламентируемом педагогом.

Наблюдение велось поочередно за каждым ребенком в группе на содержании таких занятий:

– формирование элементарных математических представлений;

– обучение грамоте;

– рисование;

Это позволило получить более детальную характеристику самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников, а также вскрыть индивидуальные характеристики этой деятельности у детей. Продолжительность наблюдений от 25 до 40 минут, в зависимости от вида и содержания занятий.

Данные наблюдений заносились в протокол, где фиксировалось следующее:

1. Организация деятельности:

– принятие ребенком учебной задачи;

– планирование работы;

– самоконтроль за качеством деятельности;

– обращение за помощью;

– реакция на оценку.

2. Точное количество времени на протекание фрагмента деятельности.

Оценка умений каждого ребенка организовать самостоятельную познавательную деятельность осуществлялась по 3-х балльной шкале на основе разработанных показателей.

Показатели учебных и практических умений детей
в учебно-познавательной деятельности

Оценка в баллах Содержание показателей
  Ребенок принимает задание полностью, помнит обо всех компонентах до конца работы. Действует сосредоточенно, энергично, примерно в одинаковом темпе в течение всей работы, соблюдает последовательность действий. Не отвлекается на другие дела до окончания работы. Допущенные ошибки замечает и устраняет (в процессе работы или при проверке) Не спешит сдать работу воспитателю, просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа выглядела аккуратной. Всегда достигает положительных результатов деятельности.
  Ребенок принимает цель деятельности, помнит о ней до конца занятия, по ходу работы допускает отдельные ошибки, но сразу их не замечает и не устраняет. При выполнении задания может действовать путем "проб и ошибок". После выполнения работы в основном просматривает ее бегло и исправляет лишь отдельные из допущенных ошибок, остальные часто не замечает. Качество оформления работы мало беспокоит ребенка. В случае затруднения обращается за помощью к воспитателю или товарищу.
  Ребенок принимает только часть инструкции воспитателя, и затем не может удержать ее в памяти до конца или сразу же отходит от инструкции к заданию и действует по своему усмотрению, не ориентируясь на необходимые правила и требования. Без помощи не может до конца спланировать и выполнить работу. Часто поддержка взрослого или сверстника становится стимулом деятельности ребенка. Чаще всего ребенок не замечает допущенные ошибки. По окончании работы сразу отдает ее воспитателю, не выражая интереса к результату, который почти никогда не достигает.

Протокол 52 от 22.11.94 г. испытуемый Алеша Ф. 6 л. 6 мес.

Вид занятия Время в мин. самостоятельная деятельность в учебно-познавательном процессе
Обучение грамоте 1,5 Сидит, слушает объяснение воспитателя. Внимательно смотрит, как воспитатель пишет на доске слово... куры
  0,5 Проговаривает его вместе с детьми
    Слушает воспитателя (Воспитатель дает задание написать печатными буквами слово, потом отступить строчку, написать еще раз)
  1,5 Открывает тетрадь, берет карандаш в руку. Смотрит на доску, где написано слово.
  1,5 Пишет слог "ку"
  0,: Опять поднимает голову, смотрит на доску.
    Склоняется над тетрадью, пишет слог "ры"
  0,5 Смотрит, что получилось. Отступает строчку, Пишет слово еще раз (на доску уже не смотрит)
  1,5 Смотрит на слово, кладет карандаш, смотрит на воспитателя. Педагог дает задание: "Составить схему слова, выделить гласные и согласные звуки.
  1,5 Смотрит на свое слово в тетради, берет карандаш.
    Проговаривает слово (шевелит губами)
  2,5 Чертит схему (обводит 4 клетки в тетради)
    Берет синий карандаш, отмечает согласные звуки (закрашивает 1 и 3 квадраты)
  3,5 Кладет карандаш в сторону, берет красный карандаш и закрашивает 2 и 4 квадраты
  1,5 Откладывает карандаш, смотрит на схему. Поднимает руку. Мальчик улыбается, закрывает тетрадь, отодвигает все в сторону. Педагог подходит, смотрит на работу ребенка, хвалит его
  26,5 мин.  

Протокол 99 от 14.02.95 г. испытуемая Маша Т. 5,9 мес.

Вид занятия Время в мин. самостоятельная деятельность в учебно-познавательном процессе
Рисование "Животные теплых стран" 0,5 Беседа воспитателя с детьми о животных. Ребенок слушает задания.
  0,5 Двигает лист бумаги к себе, берет в руки простой карандаш
  1,5 Смотрит на картины с животными (на доске сделана выставка)
  0,5 Говорит соседке: "Буду павлина рисовать".
  3,5 Легким нажимом наносит рисунок
    Смотрит на выставку картин, встает, подходит к картине с павлином, рассматривает его
  1,5 Садится на место, достает из коробки цветные карандаши
    Начинает закрашивать контуры рисунка.
  0,5 Останавливается, смотрит на картину с павлином.
    Поднимает руку, просит воспитателя подойти.
    Обращается за помощью: "У меня голова не получается. Она должна закругляться не так. Покажите, как!"
    Воспитатель показывает на доске. Ребенок смотрит
    Старается исправить рисунок
  3,5 Берет цветные карандаши, продолжает раскрашивать
  3,5 Смотрит на свой рисунок, отодвигает его в сторону.
  1,5 Начинает укладывать карандаши в коробку
    Отдает работу воспитателю. Воспитатель смотрит, замечает, что девочка неправильно выбрала цвет для закрашивания ног (у нее использован розовый цвет). Ребенок не реагирует на замечание воспитателя.
  31,5 мин.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: