Фрагмент (из магистерской диссертационной работы В.А. Перовой)
Хронометрированное наблюдение за самостоятельной познавательной деятельностью ребенка на занятии.
Целью хронометрированного наблюдения было определить индивидуальные особенности и умение детей организовать самостоятельную деятельность в учебно-познавательном процессе, регламентируемом педагогом.
Наблюдение велось поочередно за каждым ребенком в группе на содержании таких занятий:
– формирование элементарных математических представлений;
– обучение грамоте;
– рисование;
Это позволило получить более детальную характеристику самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников, а также вскрыть индивидуальные характеристики этой деятельности у детей. Продолжительность наблюдений от 25 до 40 минут, в зависимости от вида и содержания занятий.
Данные наблюдений заносились в протокол, где фиксировалось следующее:
1. Организация деятельности:
– принятие ребенком учебной задачи;
|
|
– планирование работы;
– самоконтроль за качеством деятельности;
– обращение за помощью;
– реакция на оценку.
2. Точное количество времени на протекание фрагмента деятельности.
Оценка умений каждого ребенка организовать самостоятельную познавательную деятельность осуществлялась по 3-х балльной шкале на основе разработанных показателей.
Показатели учебных и практических умений детей
в учебно-познавательной деятельности
Оценка в баллах | Содержание показателей |
Ребенок принимает задание полностью, помнит обо всех компонентах до конца работы. Действует сосредоточенно, энергично, примерно в одинаковом темпе в течение всей работы, соблюдает последовательность действий. Не отвлекается на другие дела до окончания работы. Допущенные ошибки замечает и устраняет (в процессе работы или при проверке) Не спешит сдать работу воспитателю, просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа выглядела аккуратной. Всегда достигает положительных результатов деятельности. | |
Ребенок принимает цель деятельности, помнит о ней до конца занятия, по ходу работы допускает отдельные ошибки, но сразу их не замечает и не устраняет. При выполнении задания может действовать путем "проб и ошибок". После выполнения работы в основном просматривает ее бегло и исправляет лишь отдельные из допущенных ошибок, остальные часто не замечает. Качество оформления работы мало беспокоит ребенка. В случае затруднения обращается за помощью к воспитателю или товарищу. | |
Ребенок принимает только часть инструкции воспитателя, и затем не может удержать ее в памяти до конца или сразу же отходит от инструкции к заданию и действует по своему усмотрению, не ориентируясь на необходимые правила и требования. Без помощи не может до конца спланировать и выполнить работу. Часто поддержка взрослого или сверстника становится стимулом деятельности ребенка. Чаще всего ребенок не замечает допущенные ошибки. По окончании работы сразу отдает ее воспитателю, не выражая интереса к результату, который почти никогда не достигает. |
Протокол 52 от 22.11.94 г. испытуемый Алеша Ф. 6 л. 6 мес.
|
|
Вид занятия | Время в мин. | самостоятельная деятельность в учебно-познавательном процессе |
Обучение грамоте | 1,5 | Сидит, слушает объяснение воспитателя. Внимательно смотрит, как воспитатель пишет на доске слово... куры |
0,5 | Проговаривает его вместе с детьми | |
Слушает воспитателя (Воспитатель дает задание написать печатными буквами слово, потом отступить строчку, написать еще раз) | ||
1,5 | Открывает тетрадь, берет карандаш в руку. Смотрит на доску, где написано слово. | |
1,5 | Пишет слог "ку" | |
0,: | Опять поднимает голову, смотрит на доску. | |
Склоняется над тетрадью, пишет слог "ры" | ||
0,5 | Смотрит, что получилось. Отступает строчку, Пишет слово еще раз (на доску уже не смотрит) | |
1,5 | Смотрит на слово, кладет карандаш, смотрит на воспитателя. Педагог дает задание: "Составить схему слова, выделить гласные и согласные звуки. | |
1,5 | Смотрит на свое слово в тетради, берет карандаш. | |
Проговаривает слово (шевелит губами) | ||
2,5 | Чертит схему (обводит 4 клетки в тетради) | |
Берет синий карандаш, отмечает согласные звуки (закрашивает 1 и 3 квадраты) | ||
3,5 | Кладет карандаш в сторону, берет красный карандаш и закрашивает 2 и 4 квадраты | |
1,5 | Откладывает карандаш, смотрит на схему. Поднимает руку. Мальчик улыбается, закрывает тетрадь, отодвигает все в сторону. Педагог подходит, смотрит на работу ребенка, хвалит его | |
26,5 мин. |
Протокол 99 от 14.02.95 г. испытуемая Маша Т. 5,9 мес.
Вид занятия | Время в мин. | самостоятельная деятельность в учебно-познавательном процессе |
Рисование "Животные теплых стран" | 0,5 | Беседа воспитателя с детьми о животных. Ребенок слушает задания. |
0,5 | Двигает лист бумаги к себе, берет в руки простой карандаш | |
1,5 | Смотрит на картины с животными (на доске сделана выставка) | |
0,5 | Говорит соседке: "Буду павлина рисовать". | |
3,5 | Легким нажимом наносит рисунок | |
Смотрит на выставку картин, встает, подходит к картине с павлином, рассматривает его | ||
1,5 | Садится на место, достает из коробки цветные карандаши | |
Начинает закрашивать контуры рисунка. | ||
0,5 | Останавливается, смотрит на картину с павлином. | |
Поднимает руку, просит воспитателя подойти. | ||
Обращается за помощью: "У меня голова не получается. Она должна закругляться не так. Покажите, как!" | ||
Воспитатель показывает на доске. Ребенок смотрит | ||
Старается исправить рисунок | ||
3,5 | Берет цветные карандаши, продолжает раскрашивать | |
3,5 | Смотрит на свой рисунок, отодвигает его в сторону. | |
1,5 | Начинает укладывать карандаши в коробку | |
Отдает работу воспитателю. Воспитатель смотрит, замечает, что девочка неправильно выбрала цвет для закрашивания ног (у нее использован розовый цвет). Ребенок не реагирует на замечание воспитателя. | ||
31,5 мин. |