Введение. Методика преподавания философии

И.Ф. ВОДЯНИКОВА, Т.Б. ФАТХИ

Методика преподавания философии

для магистров-философов

(учебное пособие)

Ростов-на-Дону


Водяникова И.Ф., Фатхи Т.Б.

«Методика преподавания философии» для магистров-философов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. – 102 с.

Аннотация.

В настоящем пособии «Методика преподавания философии» для магистров-философов уделено особое внимание проблемам реформирования высшей школы, в частности, дан анализ развиваемого сегодня компетентностного подхода, который делает упор на возможности активного использования знаний в будущей профессиональной деятельности. В пособии рассматриваются актуальные сегодня нетрадиционные формы проведения лекций, семинаров. Представлены интенсивные технологии обучения и рейтинговая система оценивания. Учебное пособие разбито на модули, что позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала. Прилагаются тесты к каждому модулю.

Данное учебное пособие предназначено для магистров философов, преподавателей философии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 4

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». 1

Введение. 4

1. Предмет и система методики. 9

1.1 Научно-методические и методологические основы преподавания в высшей школе 11

2. Лекция как форма учебного процесса. 19

2.1 Общая характеристика лекции. 19

2. 2 Подготовка и чтение лекции. 25

2.3 Виды лекций. 31

2.4 Критерии анализа вузовской лекции. 44

как один из аспектов качества образования. 44

2. 5 Семинар в учебном процессе. 48

2.6 Семинар: традиционные и активные формы.. 48

2. 7 Методическая разработка семинарского занятия. 60

3. Консультация в системе вузовского образования. 63

3.1 Самостоятельная работа студентов. 66

3.2 Формы учета и контроля знаний студентов. 76

3.3 Традиционная система контроля знаний студентов: особенности, недостатки. 76

3.4 Интенсивные технологии обучения. Рейтинговая система оценивания. 79

Тестирование как форма контроля учебного процесса. 89

Глоссарий. 93

Литература. 97


Введение

Учебное пособие «Методика преподавания философии» предназначено для магистров философии и призвано ознакомить с теорией и практикой преподавания философии, с проблемами дидактики как науки об образовании и обучении, с различными моделями обучения, с наиболее целесообразными методами систематического обучения, проверки и оценки знаний обучающихся. Кроме того, познакомить студентов с имеющимися подходами к обучению, различными обучающими технологиями, продемонстрировать особенности современных наукоемких обучающих технологий.

Курс «Методика преподавания философии» занимает важное место в процессе получения философского образования. Сегодня потребность в философском просвещении, в философствовании как способе миропостижения, возможно, велика как никогда прежде. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей. «Задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия» (К.Ясперс), это предполагает необходимость овладения студентом любой специальности содержательным минимумом государственного стандарта по философии как учебной дисциплины. Это овладение в идеале должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, способного к постижению универсального сущностного и проблемного миропонимания, этических и эстетических ценностей. Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. В этом плане роль вузовского курса философии трудно переоценить. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, открытой к усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность. Основными этапами и одновременно критериями философской культуры личности студента являются следующие компетенции:

- овладение философским категориально-понятийным аппаратом;

- знание оригинальных философских текстов;

- навыки философского диалога;

- потребность в философствовании как способе миропонимания;

- независимое толерантное мышление как мировоззренческая ценность;

-возможная реализация философской культуры в процессе профессиональной деятельности.

Это представляется методологическим основанием для построения и чтения курса «Методика преподавания философии». Среди компетенций, которые должны быть сформированы у студентов-магистров, выделим те, достижение которых становится возможным по мере изучения данного курса. К ним относятся

а) общенаучные компетенции

- знание методов и овладение навыками самостоятельной работы;

- владение основами учебно-методической работы в высшей школе;

- владение методами (инструментарием) педагогического анализа и педагогического проектирования;

- знание современных и образовательных методик и технологий воспитания;

- владение компьютерной техникой и информационными технологиями в учебном процессе;

- владение навыками преобразования научного знания в учебный материал;

б) профессиональные компетенции

- владение навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

В целях формирования необходимых компетенций, данное пособие призвано решить следующие задачи:

- уяснение особенностей различных обучающих подходов: системного, деятельностного, личностного;

- знание различных педагогических технологий: модульного обучения, диалоговых технологий, контекстного обучения, проблемного обучения;

- формирование методических умений и навыков в подготовке и чтении учебных лекций;

- рецензирование методических разработок лекционного материала;

- обсуждение прочитанных лекций:

- подготовка, проведение и обсуждение семинарских занятий.

При всей значимости курс методики вторичен по отношению к базовым курсам философского образования, зависим о них. Содержательно он опирается на все общепрофессиональные дисциплины специальности, а также на курс «Психология и педагогика». Успех курса «Методика преподавания философии» во многом определяется уровнем предшествующей подготовки студентов. Данный курс должен способствовать обеспечению связей теоретических знаний и практических навыков будущей профессионально-преподавательской деятельности. В овладении курсом можно выделить следующие уровни:

- репродуктивный – получение методических знаний;

- овладение методическими знаниями – написание планов и текстов лекций, рецензий на действующие учебники, предложение своего видения изучаемых тем, разработка семинарских занятий, авторское видение отдельных тем и курса в целом;

- приобретение определенных навыков – обсуждение планов и текстов лекций, рецензий на учебники, моделирование ситуаций семинарских занятий;

- творческий – разработка авторского курса, в котором должны быть реализованы все инновационные технологии, которые были изучены в курсе «Методика преподавания философии»

Особое значение в организации и форме проведения занятий по методике преподавания имеет диалогический принцип - сотрудничество преподавателя и студентов как будущих коллег.

Курс «Методика преподавания философии» является одним из завершающих учебных курсов, призванных установить наличный профессиональный уровень, компетентность студентов в общем курсе философского знания, а данное пособие призвано способствовать формированию у студентов необходимых методических умений и навыков в преподавании философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: