И.Ф. ВОДЯНИКОВА, Т.Б. ФАТХИ
Методика преподавания философии
для магистров-философов
(учебное пособие)
Ростов-на-Дону
Водяникова И.Ф., Фатхи Т.Б.
«Методика преподавания философии» для магистров-философов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. – 102 с.
Аннотация.
В настоящем пособии «Методика преподавания философии» для магистров-философов уделено особое внимание проблемам реформирования высшей школы, в частности, дан анализ развиваемого сегодня компетентностного подхода, который делает упор на возможности активного использования знаний в будущей профессиональной деятельности. В пособии рассматриваются актуальные сегодня нетрадиционные формы проведения лекций, семинаров. Представлены интенсивные технологии обучения и рейтинговая система оценивания. Учебное пособие разбито на модули, что позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала. Прилагаются тесты к каждому модулю.
Данное учебное пособие предназначено для магистров философов, преподавателей философии.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 4
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». 1
Введение. 4
1. Предмет и система методики. 9
1.1 Научно-методические и методологические основы преподавания в высшей школе 11
2. Лекция как форма учебного процесса. 19
2.1 Общая характеристика лекции. 19
2. 2 Подготовка и чтение лекции. 25
2.3 Виды лекций. 31
2.4 Критерии анализа вузовской лекции. 44
как один из аспектов качества образования. 44
2. 5 Семинар в учебном процессе. 48
2.6 Семинар: традиционные и активные формы.. 48
2. 7 Методическая разработка семинарского занятия. 60
3. Консультация в системе вузовского образования. 63
3.1 Самостоятельная работа студентов. 66
3.2 Формы учета и контроля знаний студентов. 76
3.3 Традиционная система контроля знаний студентов: особенности, недостатки. 76
3.4 Интенсивные технологии обучения. Рейтинговая система оценивания. 79
Тестирование как форма контроля учебного процесса. 89
Глоссарий. 93
Литература. 97
Введение
Учебное пособие «Методика преподавания философии» предназначено для магистров философии и призвано ознакомить с теорией и практикой преподавания философии, с проблемами дидактики как науки об образовании и обучении, с различными моделями обучения, с наиболее целесообразными методами систематического обучения, проверки и оценки знаний обучающихся. Кроме того, познакомить студентов с имеющимися подходами к обучению, различными обучающими технологиями, продемонстрировать особенности современных наукоемких обучающих технологий.
Курс «Методика преподавания философии» занимает важное место в процессе получения философского образования. Сегодня потребность в философском просвещении, в философствовании как способе миропостижения, возможно, велика как никогда прежде. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей. «Задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия» (К.Ясперс), это предполагает необходимость овладения студентом любой специальности содержательным минимумом государственного стандарта по философии как учебной дисциплины. Это овладение в идеале должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, способного к постижению универсального сущностного и проблемного миропонимания, этических и эстетических ценностей. Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. В этом плане роль вузовского курса философии трудно переоценить. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, открытой к усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность. Основными этапами и одновременно критериями философской культуры личности студента являются следующие компетенции:
|
|
- овладение философским категориально-понятийным аппаратом;
- знание оригинальных философских текстов;
- навыки философского диалога;
- потребность в философствовании как способе миропонимания;
- независимое толерантное мышление как мировоззренческая ценность;
-возможная реализация философской культуры в процессе профессиональной деятельности.
Это представляется методологическим основанием для построения и чтения курса «Методика преподавания философии». Среди компетенций, которые должны быть сформированы у студентов-магистров, выделим те, достижение которых становится возможным по мере изучения данного курса. К ним относятся
а) общенаучные компетенции
- знание методов и овладение навыками самостоятельной работы;
- владение основами учебно-методической работы в высшей школе;
- владение методами (инструментарием) педагогического анализа и педагогического проектирования;
- знание современных и образовательных методик и технологий воспитания;
- владение компьютерной техникой и информационными технологиями в учебном процессе;
- владение навыками преобразования научного знания в учебный материал;
б) профессиональные компетенции
- владение навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
В целях формирования необходимых компетенций, данное пособие призвано решить следующие задачи:
- уяснение особенностей различных обучающих подходов: системного, деятельностного, личностного;
- знание различных педагогических технологий: модульного обучения, диалоговых технологий, контекстного обучения, проблемного обучения;
- формирование методических умений и навыков в подготовке и чтении учебных лекций;
- рецензирование методических разработок лекционного материала;
- обсуждение прочитанных лекций:
- подготовка, проведение и обсуждение семинарских занятий.
При всей значимости курс методики вторичен по отношению к базовым курсам философского образования, зависим о них. Содержательно он опирается на все общепрофессиональные дисциплины специальности, а также на курс «Психология и педагогика». Успех курса «Методика преподавания философии» во многом определяется уровнем предшествующей подготовки студентов. Данный курс должен способствовать обеспечению связей теоретических знаний и практических навыков будущей профессионально-преподавательской деятельности. В овладении курсом можно выделить следующие уровни:
|
|
- репродуктивный – получение методических знаний;
- овладение методическими знаниями – написание планов и текстов лекций, рецензий на действующие учебники, предложение своего видения изучаемых тем, разработка семинарских занятий, авторское видение отдельных тем и курса в целом;
- приобретение определенных навыков – обсуждение планов и текстов лекций, рецензий на учебники, моделирование ситуаций семинарских занятий;
- творческий – разработка авторского курса, в котором должны быть реализованы все инновационные технологии, которые были изучены в курсе «Методика преподавания философии»
Особое значение в организации и форме проведения занятий по методике преподавания имеет диалогический принцип - сотрудничество преподавателя и студентов как будущих коллег.
Курс «Методика преподавания философии» является одним из завершающих учебных курсов, призванных установить наличный профессиональный уровень, компетентность студентов в общем курсе философского знания, а данное пособие призвано способствовать формированию у студентов необходимых методических умений и навыков в преподавании философии.