Развитие мировой экономики на современном этапе определяется двумя основными тенденциями:
− глобализацией;
− регионализацией.
Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания граней между странами и континентами. Решающая роль в процессе глобализации принадлежит международным организациям и прежде всего ВТО (Всемирная торговая организация), которая является преемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), действующего с 1 января 1948 года. Было подписано в 1947 году 20 государствами. Принятое во время Уругвайского раунда переговоров соглашение, основывающее ВТО вступило, в силу с 1 января 1995 года.
Деятельность ГАТТ-ВТО направлена на либерализацию международной торговли путем снижения уровня тарифов и ликвидации нетарифных барьеров.
Основными принципами ГАТТ – ВТО являются:
1. Не дискриминация. Торговля без дискриминации предполагает использование режима «наибольшего благоприятствия» и «национального режима». Согласно первого режима все договаривающиеся стороны обязаны предоставлять друг другу условия взимания пошлин на экспорт и импорт не менее благоприятные, чем любой другой стороне.
|
|
Национальный режим требует, чтобы иностранным товарам после их поступления на рынок предоставлялся не менее благоприятный режим, нежели эквивалентным национальным товарам.
2. Открытость рынков. В ходе многосторонних торговых переговоров согласовывается прогрессивное снижение таможенных тарифов.
3. Защита через тарифы. ГАТТ/ВТО не запрещает защиту национальной промышленности. Однако в случае наличия подобной защиты она должна основываться на таможенных тарифах, а не на иных коммерческих мерах.
4. Справедливая конкуренция. ГАТТ/ВТО выступает за открытую, справедливую и неискаженную конкуренцию. В определенных случаях она допускает применение нетарифных методов.
Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности.
Цели ВТО:
1. Укрепление мировой экономики.
2. Содействие расширению торговли.
3. Наблюдение за состоянием мировой торговли.
4. Предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли, наблюдение за торговой политикой государств.
Структура ВТО. Главный орган ВТО – Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. В числе функций Совета – организация работы Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики.
|
|
Рисунок 1.1 – Структура ВТО
Кроме того, в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совет по торговле товарами наблюдает за реализацией ГАТТ-1994 и многосторонних соглашений по торговле товарами. Совет по торговле услугами – орган, следящий за выполнением ГАТС, и Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием этого соглашения. Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 г., когда ВТО официально приступила к работе.
В составе ВТО действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их обязанностей. Секретариат ВТО насчитывает примерно 500 сотрудников.
Генеральный директор избирается Конференцией министров. Секретариат ВТО работает очень напряженно. Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств вообще оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства вЖеневе. Крупные государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.
Значительное расширение круга ведения ВТО потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Беларусь в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность «команды» специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал представительства в Женеве – все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Беларусь сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.
Соглашения о ВТО (ст. XI, XII, XIV) предусматривают различные пути присоединения к ней.
В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании ст. XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.
Процедура присоединения к ВТОсущественно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.
Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании ст. XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Обычно мандат Рабочей группы содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе ст. XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО.
|
|
Вновь присоединяющиеся государства становятся членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована.
Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме.
Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.
Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский).
Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО (Министерской конференции). Одновременно готовятся проект решения Генерального совета (Министерской конференции) ВТО и протокол о присоединении, содержащие условия, на которых страна присоединяется к ВТО, доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету (Министерской конференции). Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной. [8]
|
|
Такова обычная процедура присоединения. Однако реальное содержание эта процедура приобретет только после того, как она будет проверена практикой. А практика ВТО, продолжая традиции ГАТТ, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в процедурные и процессуальные нормы. Как показала практика приема новых членов ВТО, наблюдается стремление со стороны США, ЕС и ряда других государств ужесточить условия приема новых членов, создав дополнительные обращенные к ним требования, так называемые ВТО плюс обязательства.
Механизм принятия решений в органах ВТОпродолжает существующую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.
Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства на основе интеграционных процессов. Несмотря на различные подходы, идеологию, определения и названия тех или иных интеграционных процессов и группировок в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности.
В историческом аспекте эволюция интеграции проходит несколько основных стадий, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости. С учетом этого можно выделить следующие этапы интеграционного процесса:
1. Преференциальные торговые соглашения подписываются между странами, когда они делают первые шаги по сближению, предполагают снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле; сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран; межгосударственные органы не создаются.
2. Зона свободной торговли предусматривает отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; свободу межстранового движения товаров и услуг; небольшой межгосударственный секретариат, но достаточно часто обходятся без него, согласовывая основные параметры развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами, полную свободу их перемещения внутри региона; единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран; межгосударственный орган, координирующий проведение согласованной внешнеторговой политики, постоянно действующий секретариат.
4. Общий рынок возникает тогда, когда интегрирующиеся страны договариваются не только о свободном движении товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения (под защитой единого внешнего тарифа) требует значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, встречах министров финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС – это Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.
5. Экономический союз предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях – например, валютной, бюджетной. Межгосударственный орган с функциями наднационального регулирования, наделен правом принимать решения по организационным вопросам без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС подобные функции имеет Комиссия ЕС.
В рамках международной экономики интеграция может оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли, либо напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. Для того чтобы оценить, на сколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом.
Институт экономического развития Всемирного банка сформулировал ряд критериев:
1. Региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения,
2. Переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график
3. Либерализация торговли в режимах наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки.
4. Общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза не должен превышать самый низкий тариф, существующий в стране, или даже самый низкий тариф в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ).
5. Правила приема новых членов на различных этапах интеграции должны быть либеральны и не препятствовать их расширению.
6. Правила определения страны происхождения товара должны быть четкими и не являться орудием протекционизма внутри группировки.
7. Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, как обеспечивающим более рациональное использование основных факторов производства.
8. После создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны применяться в отношениях между ее членами, а отношения с третьими странами должны основываться на ясных правилах их применения.