Многие неслышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими детьми или взрослыми, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы.
Поэтому родителям следует очень четко представлять взаимосвязь развития речи от состояния слуха у детей, в этой статье подробно представлен механизм влияния нарушения слуха на общее развитие речи детей. Описана роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха. Выделены главные условия формирования речи. Раскрыты способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми. Представлены характерные особенности развития речи у позднооглохших детей.
Вся воспитательная работа в школе или дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды.
|
|
Развитие личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника. В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы. Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил поведения и речевого общения с окружающими.
Зависимость развития речи от степени снижения слуха
Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха у ребенка возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем сильнее степень снижения слуха у малыша, тем больше нарушений, которые возникают в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При тяжелом снижении слуха ребенок остается полностью без речи – то есть глухонемым. Не слышащие дети овладевают речью только в процессе специального обучения, которое организует сурдопедагог в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением слуха.