Методика фокус-групп представляет собой не стандартизованное интервью, т.е. речь идет о получении качественной глубинной информации об одном или нескольких представителях некоторой социальной или культурной группы, но проводиться не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых социальных характеристик. Методика проведения фокус-групп сводиться к проведению интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) предлагаемых специально подготовленным человеком вопросов с небольшой группой людей, число участников группы не должно быть менее 4 человек.
Проблема определения сферы применения фокус-групп является одной из центральных, решенных лишь на практическом, но не на теоретическом уровне. Можно отметить следующие примеры использования фокус-групп:
1.Нет знаний по какой-либо проблеме, фокус-группы помогают собрать недостающие сведения по исследуемому вопросу.
2.Конструирование вопросника, анкеты.
3.Для проверки каких-то идей. Как идея воспринимается, оценивается данной целевой аудиторией.
|
|
Американский социолог Р.К. Мертон, выделяет следующие отличительные особенности фокус-групп:
1.Респонденты должны быть участниками некоторой определенной ситуации, иметь некий общий опыт.
2.Эта ситуация предварительно анализируется исследователем, на основании чего он приходит к ряду гипотез.
3.На основе этого анализа разработан сценарий интервью, в котором очерчиваются основные области исследования, вопросы.
4.Интервью фокусируется на субъективных переживаниях людей по поводу заранее проанализированной ситуации.
5.Фокус-группа помогает выявить то, как различные люди понимают одну и ту же ситуацию, дают возможность получить более разнообразный массив ответов.