Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Кафедра литературы
ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации
Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов филологического факультета / Сост. А.Х. Гольденберг. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2015. - 9 с.
Составитель: А.Х. Гольденберг, доктор
филологических наук, профессор кафедры литературы
Волгоград 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Пояснительная записка……………………………………………………..
Содержание практики……………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Пояснительная записка
Русский фольклор – наука об устном народном поэтическом творчестве русского народа – является обязательной учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителя-словесника.
Изучение фольклора играет важную роль в понимании исторических корней словесного искусства, его образной системы, жанровых традиций и национальной специфики. Без знания фольклора невозможно изучение поэтики русской литературы, усвоение теории и истории словесного творчества. Практические знания и навыки собирания фольклора необходимы будущему учителю-словеснику для успешной педагогической деятельности в условиях утраты подлинных традиций народной культуры и возрастающего влияния на учащихся различных форм массовой культуры, нередко выступающих под маской фольклорных. Собирание фольклора родного края может стать основой совместной деятельности учителя и его учеников по изучению и сохранению местных культурных традиций, воспитанию чувства патриотизма.
Фольклорная практика завершает изучение курса «Фольклор». Она проводится летом после окончания 1-го курса. Продолжительность практики для студентов стационара – 2 недели, ОЗО – 1 неделя. По итогам практики ставится зачет с оценкой.
Задачи практики:
учебная – углубление и расширение знаний об устном народном творчестве;
профессиональная – приобретение навыков собирательской работы, умение оценивать и систематизировать собранный материал с точки зрения будущей профессии;
научная - обследование фольклорного репертуара определенной местности, развитие у студентов интереса к научно- исследовательской работе по изучению традиций народной культуры, современных форм бытования фольклора.
Фольклорная практика является не только продолжением учебного процесса в полевых условиях. Она призвана сыграть важную роль в изучении студентами бытования различных жанров устного народного творчества, как традиционных, так и современных. Практика позволяет увидеть фольклорные тексты в органичной для них культурно-бытовой среде и оценить их как явления народной культуры.
В процессе прохождения практики студенты должны непосредственно познакомиться с фольклорным богатством родного края, услышать живое исполнение песенных и прозаических произведений устного народного творчества, закрепить знания по классификации и анализу фольклорных текстов, приобретенные ими на занятиях по основному курсу. Практика также является подготовкой студентов к краеведческой работе в школе, обогащает их новыми жизненными впечатлениями, опытом общения с людьми.