Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.
1. Физическая агрессия: ответы “да” в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы “нет” в вопросах 9, 17, 41.
2. косвенная агрессия: ответы “да” в вопросах 2,10,18, 42, 34, 56, 63; ответы “нет” в вопросах 26,49.
3. Раздражение: ответы “да” в вопросах 3,19, 27, 43, 50, 57, 64,72; ответы “нет” в вопросах 11, 35, 69.
4.Негативизм: ответы “да” в вопросах 4,12, 20,28; ответы “нет” в вопросе 36.
5 Обода: “да” 5,13, 21, 29, 37,51, 58;“нет”
6. Подозрительность: “да” 6,14,22, 30, 38, 45,52,59,“нет"-65,70.
7. Вербальная агрессия: “да” 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; “нет" 39,66, 74, 75.
8 Чувство вины: “да”8, 16, 24, 32,40, 47, 54,67,61.
Суммирование индексов
1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА),
1, 3, 7- показывает уровень агрессивной мотивации
6 и 5- индекс враждебности (ИВ).
Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив «ИА» и «ИВ».
Вопросы для самопроверки:
Назовите основные теории, объясняющих природу агрессивности.
Что является наиболее характерным для “Теории влечений”
Как З.Фрейд объяснял возникновение и дальнейшее становление агрессивности
Что характерно для взглядов К.Лоренца на происхождение агрессивности
Какие два вида агрессия выделял Э.Фромм.
Что является наиболее характерным для фрустрационной теории, как в ней рассматриваются такие понятия как агрессия, фрустрация, торможение, замещение, катарсис
Какие три типа причин вызывают фрустрацию
Чем отличается внутренний конфликт от внешнего
Раскройте основные положения Теории социального научения (бихевиоральная модель)
Какие виды подкрепления чаще всего используются в воспитании
Что такое социализация агрессивности
Что на нее влияет
Как происходит формирование агрессивных тенденций,
Назовите Ситуативные предпосылки агрессивности
Перечислите основные методы диагностики агрессивности
Какие виды направленности реакций поведение ребенка в критических ситуациях Вы знаете
Список рекомендуемой литературы:
Белухин Л. Психотерапия педагогической деятельности. М.,1992.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.,1988
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.М.Лросвещение.1986.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М.,1991.
Гримак Л. Резервы человеческой психики. М., 1989
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение.1969.
Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990
Кон И. В поисках себя. М.,1984
Коррекционные и развивающие игры для младших школьников.Перемена.1993.
Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко. - М., 1985
Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994
Лоренц К. Агрессия. - М.,1994
Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх./Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.,1990.
Липидевский С.С., Азбукина В.Д. Лекции по психопатологии детского возраста. М.: Просвещение. 1969.
Петровский В.А., Виноградова А.М и др. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993
Психология воспитания. / Под ред. В.А.Петровского. М.,1995.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1991.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994
Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество / Интуиция, логика, творчество. - М., 1987
Ротенберг В.С. Мозг, обучение, здоровье М.,1989
Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1990.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М. 1995.
Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.,1994.
Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск,1996.
ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М., Просвещение. 1990.
Приложение
КЛИНИКА И ДИНАМИКА ДЕТСКОГО ВАРИАНТА «ФЕНОМЕНА ЧИКАТИЛО» Ковалев А. И„ Бухановский А. О., Савченко Е. А. Ростов-на-Дону (Россия) // “Серийные убийства” и социальная агрессия. Материалы 2-й международной научной конференции. Ростов н/Дону 1998 г.
Обследовано четыре пациента в возрасте от 9 до 15 лет с детским вариантом «феномена Чикатило».
Основным проявлением «феномена Чикатило» (Бухановский А. О. с соавт., 1994) является обсессивно-компульсивный сексуальный садизм — извращенная и изощренная жестокость к сексуальному партнеру.
Проведенный структурно-динамический анализ выявил ряд закономерностей его формирования. У всех пациентов с детства обнаруживались признаки резидуально-органического поражения головного мозга, минимальная мозговая дисфункция (ММД). Это обстоятельство во всех наблюдениях имело свойство церебральной предиспозиции к возникновению «феномена Чикатило» и являлось одним из главных условий его появления и развития. ММД сопровождалась синдромом гипервозбудимости в младенческом возрасте, который позже трансформировался в гиперкинетические расстройства.
Все дети воспитывались в структурно или функционально неполных семьях. Доминирующая роль в их воспитании принадлежала матери. Отец был подчиненно-угнетенным и приниженным, фактически отстраненным от воспитания ребенка. Воспитание носило характер патологического и отличалось противоречивостью: с одной стороны гиперпротекция, назидательность, жесткость, с другой — явное или скрытое эмоциональное отвержение. В трех наблюдениях оно дополнялось жестокостью в обращении с ребенком.
Характерными чертами этих детей являлись: нарушение коммуникации со сверстниками, трудности в установлении неформального общения, боязнь маскулинного поведения, избегание свойственных мальчикам агрессивных проявлений (игр, драк и т. п.), боязнь сверстников, отсутствие навыков самозащиты, самообороны, неформальных языка и времяпрепровождения.
В свою очередь, эти черты подмечались сверстниками и служили основанием для детского жестокого отношения к пациентам: зачастую им давались унижающие клички, они регулярно подвергались насилию, даже в тех случаях, когда были явно сильнее своих противников, что вызывало у них ожесточенность. Нарастающие признаки детской дезадаптации компенсировались фантазиями, в которых они представляли себя суперменами, физически сильными и способными к самозащите.
Крайней формой патологической компенсации становилось садистское поведение. Появившись по механизмам импринтинга, последнее весьма быстро принимало форму обсессивно-компульсивного расстройства. У одного ребенка импринтинговым стало ужасающе-экзальтирующее впечатление, пережитое им в возрасте пяти-шести лет, когда во время похорон он впервые близко увидел мертвого человека и вдруг начался пожар, вызвавший панику. В последующем у него возникла обсессивно-компульсивная некрофилия. У второго, наблюдавшегося нами по поводу обсессивно-компульсивного вампиризма, импринтингом в возрасте пяти лет стали петушиные бои, на которых царила атмосфера жестокости и агрессии, беснующаяся толпа жаждала крови, гибели животного. В одном случае в качестве импринтинга выступил видеоклип со сценами каннибализма. Пациент с обсессивно-компульсивной садистской некрофагией испытал необычное эмоциональное переживание, описываемое как чувство экзальтации и ужаса, сопровождавшееся выраженной вегетативной реакцией. Таким образом, в нашем исследовании импринтинг обнаружен в трех из четырех случаев.
Формирование обсессивно-компульсивного расстройства имело несколько этапов. Вначале появлялись произвольные нерегулярные (от эпизодичных до систематических) представления, которые не имели психотропного добавочного эффекта. Они сопровождались только чувством пронзительного любопытства, необычности и новизны переживаний в сочетании с острым ужасом. Затем представления принимали характер навязчивых, становились способными изменять актуальное психическое состояние. На этом этапе их фабула не изменялась, сохранялась импринтинговая. Со временем эпизодичность сменялась регулярностью, ситуационной привязанностью к конфликтам и психогенному дискомфорту. Выявлено, что для детей характерно отсутствие этапа борьбы мотивов и непонимание «чуждости» этих переживаний. На смену навязчивых представлений приходили навязчивые фантазии, фабула которых все более и более отклонялась от импринтинговой. Ребенок сам становился автором, режиссером и «киномехаником», вновь и вновь «прокручивая» в своем сознании во все более и более изощренные сцены насилия.
Далее — переход к действиям, от менее жестоких и отклоняющихся к более брутальным. Так, например, первые садистские рисунки, на которых изображен пенек, топор, кровь, обезглавленная курица (в последующем эта тема становится доминирующей), сменялись отрезанием или откусыванием голов и ног у игрушечных солдатиков, выдергиванием перьев из крыльев цыплят, под благородным предлогом — «чтобы не перелетали через забор», что перерастало в реализованное зооцидное стремление к вампиризму (питье крови только что обезглавленных цыплят). Объектами садистского парафильного поведения вначале были мелкие животные. В последующем появлялись фантазии, в которых объектом насилия становился человек (девочка, женщина). Борьба мотивов по-прежнему отсутствовала, но сохранялось понимание временной недоступности этой формы действий в связи с малолетством и физической незрелостью.
Параллельно происходило оскудение интересов, пациенты теряли интерес к учебе, у них появлялись прогулы, ухудшалась успеваемость, они уходили из дома, бродяжничали либо замыкались в себе, уединялись, формально подчиняясь обстоятельствам. При этом происходила фиксация на парафильных переживаниях с формированием агрессивно-криминального поведения.
С нашей точки зрения, ранняя диагностика и терапия детского варианта «феномена Чикатило» являются реальной формой первичной профилактики криминального поведения пациентов в будущем.