Понятие рекреация стало использоваться в 60-х годах XX века в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих. Под рекреа́цией (от лат. recreatio — восстановление) следует понимать комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Понятие охватывает все виды отдыха - санаторно-курортное лечение, туризм. Восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п. Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие.
В условиях острой конкурентной борьбы за «клиента» санатории, пансионаты вынуждены находить новые формы, менять сложившиеся стереотипы своей деятельности, повышать качество и расширять спектр предоставляемых услуг, оперативно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Все это требует высокой оперативности в работе служб и подразделений санаторно-курортных учреждений, принятии адекватных управленческих решений, а равно - необходимости оперативной обработки объемных и разнообразных информационных массивов. Сделать это быстро и качественно можно только с помощью IT систем.
|
|
Под информационными технологиями в местах рекреации следует подразумевать комплекс технических, системных и прикладных программных средств, коммуникационных систем предназначенных для комплексной автоматизации деятельности различных санаторно-курортных учреждений.
Применение ИТ в восстановительной медицине убедительно свидетельствуют об огромных перспективах их использования в решении насущных проблем здравоохранения, таких как:
- обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи;
- создание условий для постоянного совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, в том числе быстрое распространение информации о новых методах диагностики и лечения, фармацевтических препаратах и т.д.
- компьютерная диагностика и мониторинг состояния больных в условиях учреждения здравоохранения;
- представление медицинской информации в «электронном» виде позволяет использовать возможности телемедицины, облегчить и ускорить процесс научно-прикладных медицинских исследований;
- автоматизация функций учета медицинского учреждения;
- ведение электронной истории болезни ( комплекс медицинских записей, содержащих данные о состоянии пациента и назначаемом ему лечении, обрабатываемых и хранимых электронным способом);
|
|
- удаленное взаимодействие врачей друг с другом и с пациентом.
Санаторно-курортные учреждения, как объект автоматизации, по своей структуре мало чем отличается от большинства предприятий других сфер деятельности. Их структуру можно разделить на две условные составляющие:
- подразделения обеспечения производства (бухгалтерского и складского учета, МТС, инженерные, медико-технические, и т.д.). Для автоматизации их деятельности с успехом могут применяться, и повсеместно применяются, типовые решения. Рынок программных продуктов сегодня предлагает довольно широкий выбор таких решений – 1:С Предприятие, ПК «Галактика», «Парус», R3 и ряд других. В этом аспекте, задача разработчиков программных продуктов для санаторно-курортных учреждений– не создание аналогичных продуктов, а интеграция создаваемого ими специализированного программного обеспечения с такими системами.
- производственные подразделения (все службы непосредственно оказывающие услуги отдыхающим: маркетинга, приема и размещения, организации питания, лечебного процесса, досуга). Эти службы имеют выраженную специфику, свойственную только им, поэтому применение программных продуктов созданных для гостиниц, предприятий общепита, больниц требует их изменений и доработок. Это и привело разработчиков к необходимости создавать программное обеспечение специально для автоматизации деятельности основных подразделений и служб санаториев, пансионатов.
Автоматизация планирования основных видов услуг (путевки, курсовки). Основные функции:
- распределение номерного фонда санатория по планируемой его загрузке в соответствии с типами, категориями, видами путевок в процентном или количественном выражении с возможностью графического отображения распределения;
- формирование базовых графиков заезда по корпусам, видам, типам, категориям и срокам путевок с учетом переходящих дней с ранее планируемых заездов;
- создание резервов номерного фонда и его статуса на какой-либо период;
- формирование ценовой политики (прейскурантов цен), в т.ч. с учетом сезонности (произвольный период);
- составление графиков приема по курсовкам в соответствии с возможностями лечебной базы санатория, пищеблока;
- составление финансового плана работы санатория по основному виду услуг;
- составление плана-графика выпуска бланков путевок;
- отображение планируемой загрузки санатория на любой период в разрезе категорий номерного фонда в графическом и табличном видах;
- печатные формы: “шахматки”, графики, отчеты, сводки и т.д.
Автоматизация отдела реализации услуг. Основные функции:
- поддержка справочника контрагентов (синхронизация справочников контрагентов с аналогичным в системе бух. учета предприятия);
- составление и регистрация договоров, заявок (в т.ч. разовых);
- составление заявок и графиков заезда к договорам, заявкам;
- формирование цикличных графиков заезда (на указанный период или количество заездов);
- формирование суммы агентского вознаграждения – указывается в процентах на какой-либо период (может быть разной в зависимости от сезона);
- возможность бронирования номеров и/или мест в номерах на определенный период для конкретного покупателя или заявки, с отображением забронированных номеров в службе размещения;
- возможность выбора формы составления заявок – графическое отображение номерного фонда (с указанием количества занятых, свободных мест на каждый день или отображения текущей загрузки номерного фонда) или табличная форма;
- формирование счетов на оплату, накладных, счетов-фактур на основании заявок (или нескольких заездов из заявки);
- учет путевок с информацией на каждую путевку – дата создания и место хранения (подотчетное лицо), перемещение по местам хранения, дата продажи, номер накладной, дата заезда, количество дней;
|
|
- перенос сроков путевки или перенос сроков заезда (группы путевок);
- формирование отчетов по проданным путевкам в разрезе контрагентов, категорий, типов, видов путевок;
- присвоение статуса заявкам на путевки по этапам реализации (предварительная, окончательно согласованная, оплаченная), в т.ч. с графическим отображением;
- отображение информации по не прибывшей путевке;
- любые отчетные формы по имеющимся данным;
- формирование актов выполненных работ, актов сверки взаиморасчетов.
Автоматизация службы приёма и размещения. Основные функции:
- составление и поддержание единого справочника «номерной фонд» с подробным описанием характеристик каждого номера: категория, номер комнаты, корпус, этаж, количество мест (основных, дополнительных), телефон, дополнительные характеристики (вид на парк, балкон и т.д.);
- визуальное отображение номерного фонда в виде схемы при размещении отдыхающих, где выделяются разными цветами свободные номера, занятые номера, ремонт, уборка, резерв, частично занятые (с указанием количества занятых мест), забронированные номера с информацией о заявке (основание для бронирования) и дате заезда (есть возможность настройки отображения информации – за какое количество дней показывать что номер или место забронировано);
- поселение: ввод анкетных данных, данных о путевке (при внесении серии и номера путевки – автоматически появляется информация из отдела реализации путевок – сроки, перечень предоставляемых услуг по этой путевке, контрагент (покупатель), категория размещения).
- журнал планируемых операций (выбытие, перевод в другой номер) на день с указанием времени;
- журнал перемещений проживающих (дата/время регистрации, перевода в другой номер, выбытия, постановки на питание, временного выбытия (в больницу и т.д.));
- продление или перенос сроков (на основании документа);
|
|
- клонирование паспортных и анкетных данных при повторном посещении санатория;
- быстрое поселение (для размещения групп) с возможностью заполнить анкетные данные позднее, формируется список проживающих с неполностью введенными анкетными данными;
- быстрый поиск свободных номеров, мест – по определенной категории или всех свободных;
- возможность «деления» путевок, работа с обменными путевками;
- предоставление дополнительных платных услуг, не предусмотренных путевкой;
- регистрация и учет курсовок;
- подготовка и передача данных, в т.ч. и ожидаемых на пищеблок по количеству и категориям питающихся, рациону;
- назначение на первичный прием к врачу с учетом отделения, корпуса и/или профиля;
- возможность поиска по любым данным из анкеты (дата заезда, ФИО (в т.ч. по первым символам), город, диагноз и т.д.) по многокритериальному принципу с возможностью комбинирования любых условий отбора;
- формирование необходимых оперативных и периодических отчетов, в том числе бухгалтерских по «отработанным» и плановым койко/дням. Экспорт необходимых данных для бухгалтерского учета на уровне бухгалтерских проводок или документов;
- формирование графиков уборки палат для горничных;
- формирование данных для ГУВД на технических носителях информации или для передачи по электронной почте;
- идентификация карточек для систем контроля доступа, внутренних безналичных расчетов, учета отпуска назначенных процедур;
- интеграция с биллинговыми системами цифровых АТС, кабельного телевидения.
Автоматизация организации лечебного процесса. Основные функции:
- формирование, ведение, хранение истории болезни в электронном виде;
- внесение в историю болезни результатов инструментальных исследований, в т.ч. лабораторных;
- назначение и/или выбор плана обследования и плана лечения;
- непосредственное назначение времени, кабинета, методики и т.д. лечебных процедур;
- создание и поддержка справочников лечебно-диагностической базы санатория;
- создание и поддержка справочной базы по всем видам обследований, лечебных процедур, методик их отпуска, совместимости, норм расхода лекарственных форм и сопутствующих материалов (дез. средства и т.д.), трудозатрат в условных единицах, прейскурантов;
- составление и поддержка графиков работы медперсонала, диагностических и лечебных кабинетов. Их синхронизация для оптимальной загрузки лечебной базы санатория;
- поддержка графиков работы в актуальном состоянии (отключение воды, электроэнергии, неисправностей мед. приборов, отсутствие по каким-либо причинам мед. персонала и т.д.);
- учет лекарственных форм. Учет расхода лекарственных форм и сопутствующих материалов по процедурам, кабинетам, отделению, санаторию;
- учет отпущенных процедур, обследований, приемов, в т.ч. в стоимостном выражении для платных мед. услуг. По медперсоналу, процедурам, кабинетам, отделению, санаторию;
- учет трудозатрат в условных единицах по медперсоналу, процедурам, обследованиям, приемам пациентов;
- учет загрузки мед. оборудования в условных единицах;
- автоматический контроль совместимости и последовательности назначаемых процедур;
- автоматически учитывается время на питание при назначении приема, обследования и лечебных процедур, если в столовой санатория питание осуществляется в две и более смен;
- поддержка графиков собственных повторных приемов.
Автоматизация организации питания. Основные функции:
- оперативная информация о количестве питающихся, выбывающих и планируемых заездах;
- размещение по местам за столиками, залам;
- формирование заказных меню (по столам), общего меню-заказа;
- возможность работы столовой по системе «шведский стол»;
- ведение справочников продуктов, содержащих данные о продуктах;
- учёт сезонных норм отходов;
- учёт коэффициентов потери при холодной и термической обработке;
- возможность ведения групп взаимозамен.
- складской учет: формирование накладных, документы на перемещение продуктов по складам, подотчетным лицам.
Контрольные вопросы