Информационные технологи в местах рекреации

Понятие рекреация стало использоваться в 60-х годах XX века в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих. Под рекреа́цией (от лат. recreatio — восстановление) следует понимать комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Понятие охватывает все виды отдыха - санаторно-курортное лечение, туризм. Восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п. Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие.

В условиях острой конкурентной борьбы за «клиента» санатории, пансионаты вынуждены находить новые формы, менять сложившиеся стереотипы своей деятельности, повышать качество и расширять спектр предоставляемых услуг, оперативно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Все это требует высокой оперативности в работе служб и подразделений санаторно-курортных учреждений, принятии адекватных управленческих решений, а равно - необходимости оперативной обработки объемных и разнообразных информационных массивов. Сделать это быстро и качественно можно только с помощью IT систем.

Под информационными технологиями в местах рекреации следует подразумевать комплекс технических, системных и прикладных программных средств, коммуникационных систем предназначенных для комплексной автоматизации деятельности различных санаторно-курортных учреждений.

Применение ИТ в восстановительной медицине убедительно свидетельствуют об огромных перспективах их использования в решении насущных проблем здравоохранения, таких как:

- обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи;

- создание условий для постоянного совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, в том числе быстрое распространение информации о новых методах диагностики и лечения, фармацевтических препаратах и т.д.

- компьютерная диагностика и мониторинг состояния больных в условиях учреждения здравоохранения;

- представление медицинской информации в «электронном» виде позволяет использовать возможности телемедицины, облегчить и ускорить процесс научно-прикладных медицинских исследований;

- автоматизация функций учета медицинского учреждения;

- ведение электронной истории болезни ( комплекс медицинских записей, содержащих данные о состоянии пациента и назначаемом ему лечении, обрабатываемых и хранимых электронным способом);

- удаленное взаимодействие врачей друг с другом и с пациентом.

Санаторно-курортные учреждения, как объект автоматизации, по своей структуре мало чем отличается от большинства предприятий других сфер деятельности. Их структуру можно разделить на две условные составляющие:

- подразделения обеспечения производства (бухгалтерского и складского учета, МТС, инженерные, медико-технические, и т.д.). Для автоматизации их деятельности с успехом могут применяться, и повсеместно применяются, типовые решения. Рынок программных продуктов сегодня предлагает довольно широкий выбор таких решений – 1:С Предприятие, ПК «Галактика», «Парус», R3 и ряд других. В этом аспекте, задача разработчиков программных продуктов для санаторно-курортных учреждений– не создание аналогичных продуктов, а интеграция создаваемого ими специализированного программного обеспечения с такими системами.

- производственные подразделения (все службы непосредственно оказывающие услуги отдыхающим: маркетинга, приема и размещения, организации питания, лечебного процесса, досуга). Эти службы имеют выраженную специфику, свойственную только им, поэтому применение программных продуктов созданных для гостиниц, предприятий общепита, больниц требует их изменений и доработок. Это и привело разработчиков к необходимости создавать программное обеспечение специально для автоматизации деятельности основных подразделений и служб санаториев, пансионатов.

Автоматизация планирования основных видов услуг (путевки, курсовки). Основные функции:

- распределение номерного фонда санатория по планируемой его загрузке в соответствии с типами, категориями, видами путевок в процентном или количественном выражении с возможностью графического отображения распределения;

- формирование базовых графиков заезда по корпусам, видам, типам, категориям и срокам путевок с учетом переходящих дней с ранее планируемых заездов;

- создание резервов номерного фонда и его статуса на какой-либо период;

- формирование ценовой политики (прейскурантов цен), в т.ч. с учетом сезонности (произвольный период);

- составление графиков приема по курсовкам в соответствии с возможностями лечебной базы санатория, пищеблока;

- составление финансового плана работы санатория по основному виду услуг;

- составление плана-графика выпуска бланков путевок;

- отображение планируемой загрузки санатория на любой период в разрезе категорий номерного фонда в графическом и табличном видах;

- печатные формы: “шахматки”, графики, отчеты, сводки и т.д.

Автоматизация отдела реализации услуг. Основные функции:

- поддержка справочника контрагентов (синхронизация справочников контрагентов с аналогичным в системе бух. учета предприятия);

- составление и регистрация договоров, заявок (в т.ч. разовых);

- составление заявок и графиков заезда к договорам, заявкам;

- формирование цикличных графиков заезда (на указанный период или количество заездов);

- формирование суммы агентского вознаграждения – указывается в процентах на какой-либо период (может быть разной в зависимости от сезона);

- возможность бронирования номеров и/или мест в номерах на определенный период для конкретного покупателя или заявки, с отображением забронированных номеров в службе размещения;

- возможность выбора формы составления заявок – графическое отображение номерного фонда (с указанием количества занятых, свободных мест на каждый день или отображения текущей загрузки номерного фонда) или табличная форма;

- формирование счетов на оплату, накладных, счетов-фактур на основании заявок (или нескольких заездов из заявки);

- учет путевок с информацией на каждую путевку – дата создания и место хранения (подотчетное лицо), перемещение по местам хранения, дата продажи, номер накладной, дата заезда, количество дней;

- перенос сроков путевки или перенос сроков заезда (группы путевок);

- формирование отчетов по проданным путевкам в разрезе контрагентов, категорий, типов, видов путевок;

- присвоение статуса заявкам на путевки по этапам реализации (предварительная, окончательно согласованная, оплаченная), в т.ч. с графическим отображением;

- отображение информации по не прибывшей путевке;

- любые отчетные формы по имеющимся данным;

- формирование актов выполненных работ, актов сверки взаиморасчетов.

Автоматизация службы приёма и размещения. Основные функции:

- составление и поддержание единого справочника «номерной фонд» с подробным описанием характеристик каждого номера: категория, номер комнаты, корпус, этаж, количество мест (основных, дополнительных), телефон, дополнительные характеристики (вид на парк, балкон и т.д.);

- визуальное отображение номерного фонда в виде схемы при размещении отдыхающих, где выделяются разными цветами свободные номера, занятые номера, ремонт, уборка, резерв, частично занятые (с указанием количества занятых мест), забронированные номера с информацией о заявке (основание для бронирования) и дате заезда (есть возможность настройки отображения информации – за какое количество дней показывать что номер или место забронировано);

- поселение: ввод анкетных данных, данных о путевке (при внесении серии и номера путевки – автоматически появляется информация из отдела реализации путевок – сроки, перечень предоставляемых услуг по этой путевке, контрагент (покупатель), категория размещения).

- журнал планируемых операций (выбытие, перевод в другой номер) на день с указанием времени;

- журнал перемещений проживающих (дата/время регистрации, перевода в другой номер, выбытия, постановки на питание, временного выбытия (в больницу и т.д.));

- продление или перенос сроков (на основании документа);

- клонирование паспортных и анкетных данных при повторном посещении санатория;

- быстрое поселение (для размещения групп) с возможностью заполнить анкетные данные позднее, формируется список проживающих с неполностью введенными анкетными данными;

- быстрый поиск свободных номеров, мест – по определенной категории или всех свободных;

- возможность «деления» путевок, работа с обменными путевками;

- предоставление дополнительных платных услуг, не предусмотренных путевкой;

- регистрация и учет курсовок;

- подготовка и передача данных, в т.ч. и ожидаемых на пищеблок по количеству и категориям питающихся, рациону;

- назначение на первичный прием к врачу с учетом отделения, корпуса и/или профиля;

- возможность поиска по любым данным из анкеты (дата заезда, ФИО (в т.ч. по первым символам), город, диагноз и т.д.) по многокритериальному принципу с возможностью комбинирования любых условий отбора;

- формирование необходимых оперативных и периодических отчетов, в том числе бухгалтерских по «отработанным» и плановым койко/дням. Экспорт необходимых данных для бухгалтерского учета на уровне бухгалтерских проводок или документов;

- формирование графиков уборки палат для горничных;

- формирование данных для ГУВД на технических носителях информации или для передачи по электронной почте;

- идентификация карточек для систем контроля доступа, внутренних безналичных расчетов, учета отпуска назначенных процедур;

- интеграция с биллинговыми системами цифровых АТС, кабельного телевидения.

Автоматизация организации лечебного процесса. Основные функции:

- формирование, ведение, хранение истории болезни в электронном виде;

- внесение в историю болезни результатов инструментальных исследований, в т.ч. лабораторных;

- назначение и/или выбор плана обследования и плана лечения;

- непосредственное назначение времени, кабинета, методики и т.д. лечебных процедур;

- создание и поддержка справочников лечебно-диагностической базы санатория;

- создание и поддержка справочной базы по всем видам обследований, лечебных процедур, методик их отпуска, совместимости, норм расхода лекарственных форм и сопутствующих материалов (дез. средства и т.д.), трудозатрат в условных единицах, прейскурантов;

- составление и поддержка графиков работы медперсонала, диагностических и лечебных кабинетов. Их синхронизация для оптимальной загрузки лечебной базы санатория;

- поддержка графиков работы в актуальном состоянии (отключение воды, электроэнергии, неисправностей мед. приборов, отсутствие по каким-либо причинам мед. персонала и т.д.);

- учет лекарственных форм. Учет расхода лекарственных форм и сопутствующих материалов по процедурам, кабинетам, отделению, санаторию;

- учет отпущенных процедур, обследований, приемов, в т.ч. в стоимостном выражении для платных мед. услуг. По медперсоналу, процедурам, кабинетам, отделению, санаторию;

- учет трудозатрат в условных единицах по медперсоналу, процедурам, обследованиям, приемам пациентов;

- учет загрузки мед. оборудования в условных единицах;

- автоматический контроль совместимости и последовательности назначаемых процедур;

- автоматически учитывается время на питание при назначении приема, обследования и лечебных процедур, если в столовой санатория питание осуществляется в две и более смен;

- поддержка графиков собственных повторных приемов.

Автоматизация организации питания. Основные функции:

- оперативная информация о количестве питающихся, выбывающих и планируемых заездах;

- размещение по местам за столиками, залам;

- формирование заказных меню (по столам), общего меню-заказа;

- возможность работы столовой по системе «шведский стол»;

- ведение справочников продуктов, содержащих данные о продуктах;

- учёт сезонных норм отходов;

- учёт коэффициентов потери при холодной и термической обработке;

- возможность ведения групп взаимозамен.

- складской учет: формирование накладных, документы на перемещение продуктов по складам, подотчетным лицам.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: