Цель: Проследить гомологию в строении кровеносной системы различных классов низших и высших хордовых животных и основные филогенетические направления изменений этой системы органов.
Задачи:
1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кровеносной и выделительной системы хордовых.
2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития кровеносной и выделительной системы.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
- Особенности строения кровеносной и выделительной системы позвоночных животных;
- Основные этапы и направления эволюции этих систем.
После изучения темы:
1.Филогенетические механизмы возникновения пороков развития кровеносной и выделительной систем.
Уметь:
- Приводить примеры гомологии органов.
- Объяснять аномалии развития органов кровеносной и выделительной систем с филогенетических позиций.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
|
|
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
- Значение кровеносной системы. На каком этапе эволюции она появилась?
- Особенности строения кровеносной системы низших хордовых.
- Сравнительный обзор кровеносной системы позвоночных.
- Доказательства единства происхождения хордовых по данным сравнительной анатомии кровеносной системы.
- Филогенетически обусловленные пороки развития кровеносной системы.
- Этапы эволюции выделительной системы.
- Особенности строения нефрона разных типов почек.
- Эволюция выводных каналов (Вольфов и Мюллеров каналы, канал вторичной почки).
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выбрать правильный ответ (ответы)
1.Почка типа метанефрос функционирует у: а)земноводных, б)птиц, в)млекопитающих, г)пресмыкающихся, д)рыб.
2.У рыб в желудочке сердца содержится кровь: а)артериальная, б)венозная, в)смешанная.
3.Функция Вольфова канала у самцов высших позвоночных: а)мочеточник, б)семяпровод, в)яйцевод, г)матка, д)редуцируется.
4.Функция Вольфова канала у самок низших позвоночных: а)мочеточник, б)семяпровод, в)яйцевод, г)матка, д)редуцируется.
5.Полное разделение венозной и артериальной крови впервые происходит у: а)рыб и земноводных, б)земноводных, в)пресмыкающихся, г) млекопитающих.
6.Функция Мюллерова канала у самок низших позвоночных: а)мочеточник, б)семяпровод, в)яйцевод, г)матка, д)редуцируется.
7.В желудочке сердца смешанная кровь у: а)рыб, б)амфибий, в)пресмыкающихся, г)птиц, д)млекопитающих.
8.Один кровеносный сосуд отходит от сердца: а)рептилий, б)амфибий, в) ланцетника, г)птиц, д)рыб.
|
|
4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧЕК
Тип почки | Количество канальцев | Откуда поступают продукты выделения | У кого функционируют |
ГОЛОВНАЯ (предпочка, пронефрос) | |||
ТУЛОВИЩНАЯ, ПЕРВИЧНАЯ (мезонефрос) | |||
ТАЗОВАЯ, ВТОРИЧНАЯ (метанефрос) | |||
ФУНКЦИЯ ВЫВОДНЫХ ПРОТОКОВ
Рыбы | Амфибии | Амниоты | |
ВОЛЬФОВ КАНАЛ | |||
МЮЛЛЕРОВ КАНАЛ | |||
КАНАЛ ВТОРИЧНОЙ ПОЧКИ |
Литература:
Основная:
1.Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008.
2.Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006.
3.Лекции по биологии.
Дополнительная:
1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1бвг,2б,3б,4а,5г,6в,7бв,8бд.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов 1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
Тема: Эволюция систем интеграции: нервной и эндокринной. Филогенетически обусловленные пороки развития систем интеграции. Итоговая работа по теме «Эволюция органов и систем органов хордовых»
Цель: Проследить филогенетические изменения нервной и эндокринной систем от бесчерепных до млекопитающих; выяснить прогрессивные изменения в головном мозге ихтиопсид, зауропсид и млекопитающих; выявить уровень теоретической подготовки студентов по теме «Эволюция органов и систем органов хордовых».
Задачи:
1.Изучить строение и основные этапы филогенеза нервной и эндокринной систем хордовых.
2.Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития органов.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1.Особенности строения нервной и эндокринной системы низших и высших хордовых.
2. Основные направления и этапы эволюции нервной и эндокринной системы позвоночных.
После изучения темы:
1. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития нервной и эндокринной систем.
Уметь:
1. Проводить вскрытие черепа позвоночных животных (лягушки, крысы).
2.Дифференцировать строение головного мозга у представителей разных классов позвоночных.
3. Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Основные этапы эволюции нервной и эндокринной системы у беспозвоночных животных.
2. Принципиальные отличия нервной и эндокринной системы хордовых от беспозвоночных.
3. Дифференцировка отделов головного мозга в онтогенезе - доказательство единства происхождения хордовых.
4. Особенности строения головного мозга ихтиопсид, зауропсид и млекопитающих.
5. Понятие о первой и второй сигнальных системах.
6. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития нервной и эндокринной систем.
3). Оформить в альбоме и заполнить таблицу: