· Целеполагание. Присуще исключительно человеку и представляет собой сознательную регуляцию деятельности. Человек осознает, что и зачем он делает, способен к предвидению результатов деятельности и оптимизации ее стратегии.
· Свобода и творчество. Эти понятия присущи любым формам человеческой деятельности, подчеркивая, что деятельность человека не имеет жестко предопределенной генетической и видовой обусловленности. Деятельность человека универсальна,следовательно, свободна. Именно творческому и свободному характеру деятельности человек способен:
1)создавать предметы и явления, не существующие в естественно-природной реальности)
2)сознательно вырабатывать методы, формы и средства, направленные на оптимизацию деятельности
3)создавать духовные культурные ценности
4)творчески аккумулировать в своем индивидуальном развитии социокультурный опыт предшествующих поколений.
У человека есть 2 сигнальные системы:первая- характеризует процесс взаимодействия с окружающим миром посредством чувств и наглядно-образного мышления, зависит от физиологии; вторая- вербальная (устный, словестный),человек способен усваивать информацию не только конкретно-чувственным образом, но и на уровне понятий.
· Асбстрактно-логическое мышление. Человек характеризуеся не только степенью развитости своего интеллекта,но и наличием самосознания.
· Самосознание- осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов своего поведения. Человек уникален тем, что он- единственное существо, проблематизирующее собственную жизнь.
Плотин: Сознание дано человеку в наказание, чтобы человек постоянно мучился неразрешимым вопросом о своей греховности, о том тварь ли он или венец Божьего творения.
Самосознание предопределяет способ бытия человека, а следовательно ответы на фундаментальные вопросы человеческой жизни.