Общество как предмет философского анализа. Натуралистический и идеалистический подходы к пониманию социума.
В истории соц. философии понимание общества и механизмов его формирования можно свести к двум позициям:
Социальный атомизм: трактует общество как эмпирически фиксируемую совокупность людей и вещей. Социальное лишается своего объективного статуса и понимается лишь как обобщающее понятие для описания механической совокупности индивидов. Вопрос о механизмах соц. развития в принципе не ставится.
Социальный детерминизм: предполагает наличие в обществе устойчивых, объективно существующих отношений между индивидами и соц. группами.
Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, основой которой выступает система материального производства.
Черты общества:
- обладает целостностью своего существования и развития, способно к саморазвитию и самовоспроизводству, несмотря на то, что отдельные части системы обречены на гибель.
- характеризуется открытостью, существую я процессе вечного обмена веществом, энергией и информацией с окр. средой;
- обладает самоорганизованностью и саморегуляцией, т. е. способно к воспроизводству базовых элементов своей деятельности вне зависимости от соц.-экономических и политико-правовых условий своего существования;
- существенную роль играют как материальные, так и духовные отношения.
Наиболее распространённые подходы к исследованию механизмов общественного устройства:
1) Натуралистический
2) Идеалистический
3) Праксиологический
Натуралистический подход в качестве стабилизирующего фактора общественного развития считает природу, рассматривая общество как естественно продолжение природного бытия и минимизируя качественное различие между природными и социокультурными закономерностями. В рамках данного подхода можно выделить след. варианты:
1. Социальный дарвинизм: применение теории биологической эволюции, разработанной в трудах Ч. Дарвина, к сфере соц. явлений. Ведущей идеей стала идея о роли соц. конфликтов в жизни общества и во взаимоотношениях между соц. группами (например, борьба за выживание в виде военного или промышленного конфликта(теория Г. Спенсера)).
2. Расово-антропологическое направление. Основные принципы:
- соц. жизнь и культура есть продукт расово-антропологических факторов;
- расы изначально не равны и это приводит к неравенству культур;
- соц. поведение людей детерменировано биологической наследственностью;
- расовые смешения вредны.
Эти положения были сформулированы А. де Гобино в его работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» в 1853 г.
Разновидностью расово – антропологического направления являются антропосоциология и евгеника. Антропосоциология пытается установить связь между социально-классовой принадлежностью человека и величиной и строением его черепа, а евгеника утверждает возможность улучшения человеческого потомства на основе генно - молекулярных исследований.
3. Инвайроментализм: предположение о влиянии географической и природно-климатической среды на формирование общества (Мечников, Монтескье). В рамках данного направления было также выдвинуто предположением о зависимости типа общественного устройства от ритмов солнечной активности и космического излучения (Гумилев).
ВЫВОД: Н. подход фиксирует неразрывность социокультурного бытия и естественно-природных основ его существования, но при этом абсолютизирует природные основы.
В этой связи игнорируются принципиальные различия между соц. и природ. структурами:
а) Соц. структуры в отличие от природных не могут существовать независимо от деятельности людей.
б) Соц струк. в отл. от прир. обладают меньшей степенью устойчивости и в большей степени подвержены исторической динамике.
Влияние природы на общество определено тем, что:
- прир. является основанием человеческого существования;
- прир. оказывает значительное влияние на характер размещения производительных сил;
- прир. оказывает благоприятное или тормозящее влияние на развитие производства.
Влияние общества на прир. обусловлено следующим:
- общ. способно к изучению и использованию природных явлений и ресурсов
- общ. способно целенаправленно или неосознанно изменять структуру окр. среды;
- общество способствует сохранению природной среды.
Идеалистический подход в качестве основания соц. системы рассматривает комплекс идей, существующий независимо от реального исторического процесса. ИП, в противоположность натуралистическому, изолирует человека от природных основ его бытия и превращает духовную сферу в основную причину соц. развития. Вариантами данного мировоззрения могут быть:
1) Религиозные модели истории, базирующиеся на разделении сакральной и профанной истории, и проповедующие принципы провиденциализма и исторического фатализма.
2) Исторические воззрения объективного идеализма, ставящие историю народов и государств в зависимость от Мирового Разума, направляющего деятельность людей в истории (философия истории Гегеля).