Социальная эпистемология марксизма

В основном марксистская теория познания – это процесс рациональный. Иррациональное мистическое познание общества марксизмом отвергается. Цель социального познания – знание об обществе, социальное знание. Социальное знание (по марксизму) – это выражение в идеальной знаковой форме основных свойств связей и отношений социального мира. В качестве социальной материи вытекает экономика. Общественное сознание производно от социального бытия. Социальный мир признается объективным в отличие от человека. Виды знаний об обществе: чувственное и рациональное. Сенсуализм допускает только в отношении первого опыта, но это второстепенный уровень познания. Рациональное: рассудок (логика), разум (высшее познание). Второстепенный характер марксизм относит внерациональному познанию общества, таким как, интуиция (способность постижения истины путем прямого его усмотрения без возможности доказать эту истину). Явное знание – это вербальное, выразимое, личностное знание – неявное, невыразимое. 5 видов социального знания Ф. Махлуп: практическое, духовное, развлекательное, ненужное (прогноз погода на завтра, когда уже наступило послезавтра). Проблема возможности социального познания:

1) Если познание общества возможно, на этой позиции стоит марксизм и позитивизм.

2) Сомнение возможности социального познания. Скептицизм

Отрицание возможности социального познания. Агностицизм Проблема критерии истины. В марксизме она решается тем, что есть возможность множества критериев истины, но есть 1 решающий. Второстепенные критерии: критерии ясности и отчетливости, критерии противоречивости, критерии общезначимости (истина то, что соответствует большинству в мире), критерий полезности (истина - это то, что полезно). Самый главный критерий марксизма – это практика. Социальная практика – это критерий социальной истинности. Практика – это предметно практическая деятельность человека по преобразованию окружающего его мира. Марксиско-позитивисткие трактовки истины

• Истина - соответствия звания действительности (классическая концепция истинности). Главная проблема, что вкладывается в понятия соответствия и реальности. Гомоморфное соответствие отличается от изоморфного знания. Само понятие социальной и гуманитарной реальности может интерпретироваться совершенно по-разному. Из этого вытекают все проблемы классической концепции, хотя она является самой распространенной и самой известной. *Парадокс Лжеца (Эпиминит автор этого парадокса): Эпиминт сказал, что все критяне – лгуны, сам Эпиминт критянин, следовательно Эпиминт – лгун. Таким образом его высказывание, что критяне лгуны – ложно. Другие критики классического подхода говорят, что поиск критериев истины требуют новых критериев, и получается бесконечный круг.

• Истина это свойство самосогласованности непротиворечивости знаний. Когерентная теория истинности. Теория непротиворечивости и самосогласованности истины. Знание соответствует действительности, если мы уже некое знание можем согласовать или не будет противоречить другому уже доказанному знанию. Любое социальное знание должно быть непротиворечивым. Оно должно исключать тех частей, которые противоречат друг другу. Попперовский критерий классификаций вытекает из этой теории истинности. Проблема – как прийти к первым истина, с которыми сравниваются другие.

• Истина – то, что полезно. Истина – это опытная подтверждаемость. Прагматическая теория, она исходит от учения прагматизм. Этот прагматический критерий истинности говорит об эффективности знаний, об их практической полезности. На вопрос о том, как мы узнаем об эффективности понятия, имеется только 1 ответ. Это ответ опыта – операционализм, как вариант прагматизма. Если мы используем понятия во всех возможных ситуациях и при этом никогда не приходим к ошибкам, то мы должны признать надежность такого критерия.

• Истина – это соглашение по поводу истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: