Лоббизм, как и другие общественно-политические явления, имеет свои характерные черты. Среди них можно выделить следующие:
– наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, в большинстве случаев, являются законодательные и исполнительные органы власти и чиновники, работающие в них, а также работники государственного аппарата;
– всегда имеется сторона, в чьих интересах ведется лоббистская деятельность;
– лоббисты играют роль посредников между влиятельными группами интересов, финансовыми корпорациями, коммерческими структурами; политическими партиями, общественными объединениями, гражданами и гос. органами (как исполнительными, так и законодательными);
– лоббизм не исключает возможность отстаивания интересов отдельных лиц, групп граждан, организаций и объединений. Интерес может быть общий и противоположный. Все они стремятся отстоять свои собственные или представляемые интересы.
Эти характеристики свидетельствуют о том, что процесс формирования лоббизма может протекать по-разному, но существуют определенные закономерности в его развитии:
|
|
1. формирование определенной заинтересованности;
2. обозначение цели лоббирования;
3. выявление объекта давления;
4. оформление субъекта, выполняющего лоббистскую деятельность и определение форм и способов выполнения лоббистской деятельности;
5. организация лоббистского давления;
6. плод лоббистского давления – решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чьей-либо инициативы;
7. выгоды или потери от принятия и исполнения решения, или его непринятия.
Различают лоббизм прямой, косвенный и внутренний.
Прямой лоббизм – воздействие на представителей соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм – организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм – деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.
Итак, для лоббизма характерно то, что всегда есть субъект и объект давления. Иногда может быть еще и посредник. Обязательно имеется инструмент давления. Кроме того, существует такое понятие как предмет лоббирования – то, ради чего предпринимается давление. В его роли могут выступать ресурсы (финансы), какие-либо проблемы, требующие решения, а также позиция, когда субъекты лоббирования пытаются получить определенный статус, исключительное положение (монополию и др.).