Основные характеристики лоббизма и стадии его формирования

Лоббизм, как и другие общественно-политические явления, имеет свои характерные черты. Среди них можно выделить следующие:

– наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, в большинстве случаев, являются законодательные и исполнительные органы власти и чиновники, работающие в них, а также работники государственного аппарата;

– всегда имеется сторона, в чьих интересах ведется лоббистская деятельность;

– лоббисты играют роль посредников между влиятельными группами интересов, финансовыми корпорациями, коммерческими структурами; политическими партиями, общественными объединениями, гражданами и гос. органами (как исполнительными, так и законодательными);

– лоббизм не исключает возможность отстаивания интересов отдельных лиц, групп граждан, организаций и объединений. Интерес может быть общий и противоположный. Все они стремятся отстоять свои собственные или представляемые интересы.

Эти характеристики свидетельствуют о том, что процесс формирования лоббизма может протекать по-разному, но существуют определенные закономерности в его развитии:

1. формирование определенной заинтересованности;

2. обозначение цели лоббирования;

3. выявление объекта давления;

4. оформление субъекта, выполняющего лоббистскую деятельность и определение форм и способов выполнения лоббистской деятельности;

5. организация лоббистского давления;

6. плод лоббистского давления – решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чьей-либо инициативы;

7. выгоды или потери от принятия и исполнения решения, или его непринятия.

Различают лоббизм прямой, косвенный и внутренний.

Прямой лоббизм – воздействие на представителей соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм – организация кампаний с целью оказания дав­ле­ния, которые проходят за пределами государственных орга­нов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм – деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Итак, для лоббизма характерно то, что всегда есть субъект и объект давления. Иногда может быть еще и посредник. Обязательно имеется инструмент давления. Кроме того, существует такое понятие как предмет лоббирования – то, ради чего предпринимается давление. В его роли могут выступать ресурсы (финансы), какие-либо проблемы, требующие решения, а также позиция, когда субъекты лоббирования пытаются получить определенный статус, исключительное положение (монополию и др.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: