Устав СНГ о военно-политическом сотрудничестве, охране внешних границ и миротворчестве на территории СНГ

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИРОТВОРЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность государств-членов СНГ на евразийском пространстве бывшего СССР. Коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству государств-членов СНГ посвящен раздел III Устава Содружества, состоящий из пяти статей.

Статья 11 содержит общее положение, предусматривающее проведение согласованной политики в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил. Она предусматривает также обязательство поддерживать безопасность в Содружестве, в том числе с помощью военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

Статья 12 является правовой основой приведения в действие механизма коллективной безопасности по Уставу СНГ. В ней говорится, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов СНГ либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизмы взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Эти меры включают миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Следовательно, Устав СНГ исходит из основополагающего положения модели всеобщей безопасности - неотъемлемого права каждого государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону.

В соответствии со ст. 13 каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.

Статья 14 Устава СНГ устанавливает, что высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств- членов является Совет глав государств (СГГ). Совет глав правительств (СГП) осуществляет координацию военно-экономической деятельности Содружества. Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

В соответствии со ст. 15 Устава СНГ конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.

Устав СНГ предусмотрел также военные органы Содружества: Совет министров обороны, Главное командование Объединенных Вооруженных Сил и Совет командующих Пограничными войсками (ст. 30 и 31). Совет министров обороны - это орган СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.

Главное командование ОВС осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками - орган СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

В рамках СНГ были приняты решения, уточняющие компетенцию и полномочия высших органов Содружества по вопросам безопасности и обороны. Соглашение о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 г. разграничило компетенцию Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам обороны. Соглашение установило, что Совет глав государств вырабатывает и осуществляет военную политику Содружества; определяет концепцию коллективной обороны и основные направления военного строительства; принимает военную доктрину и ядерную стратегию Содружества; решает все вопросы, связанные с созданием и деятельностью ОВС Содружества.

Совет глав правительств занимается подготовкой проекта единого оборонного бюджета Содружества, разрабатывает программы развития вооружения и военной техники для ОВС Содружества, решает вопросы их материально-технического обеспечения, а также другие вопросы.

Подписанное 22 января 1993 г. Положение о Совете министров обороны уточнило функции и полномочия СМО. К ним отнесены координация деятельности министерств (комитетов) обороны государств Содружества по вопросам военной политики, военного строительства и военной безопасности, включая вопросы, связанные с Объединенными Вооруженными Силами.

Существенная реорганизация коснулась Главного командования ОВС СНГ. Решением Совета глав государств от 24 декабря 1993 г. оно преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. В Положении о Штабе в редакции от 2 апреля 1999 г. определено, что Штаб является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны. Он предназначен для координации всестороннего военного сотрудничества государств Содружества.

Совет министров обороны СНГ в рамках своей структуры создал ряд комитетов по отдельным областям сотрудничества, в том числе Комитет начальников штабов вооруженных сил государств-участников СНГ, Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны, Военно-технический комитет и др.

В главе IV Устава СНГ заложены правовые основы предотвращения конфликтов и разрешения споров между государствами-членами Содружества.

В ст. 16 Устава установлено, что государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

В практическом плане важными представляются положения ст. 17 и 18, предусматривающих, что если государства не могут решить спор посредством переговоров или путем «надлежащей альтернативной процедуры», они могут передать его в Совет глав государств. Последний же «правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования». Допуская применение всех возможных мер для предотвращения конфликтов, Устав упоминает и о миротворческих операциях (ст. 11 и 12).

Принципиально важным является положение ст. 16, предусматривающее, что государства оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций. Из этого вытекает, что все возможные меры, включая миротворческие операции, могут проводиться как на основе решения СНГ, так и на основе соглашения между государствами вне рамок СНГ.

* Указанные положения Устава СНГ были уточнены и развернуты в принятой 19 января 1996 г. Советом глав государств СНГ Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества. Концепцию подписали все государства Содружества, кроме Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины. В ней изложены общие подходы государств СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов и определены возможные совместные действия по трем направлениям: предотвращение конфликтов, урегулирование конфликтов и постконфликтное построение мира (миро-строительство).

Концепция более точно, чем Устав СНГ, определяет, что речь идет о всех конфликтах на территории государств-участников Содружества, то есть как о межгосударственных, так и о внутренних конфликтах. В ней подчеркивается, что государства-члены СНГ «рассматривают совместную деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов, в том числе и проведение миротворческих операций, как важнейшую составную часть своей политики по укреплению национальной безопасности, сохранению территориальной целостности и независимости своих государств».

На стадии предотвращения конфликтов Концепция отдает предпочтение мерам превентивной дипломатии, включая мирные средства разрешения споров, направленные на выяснение причин споров и предупреждение их перерастания в конфликты. В отдельных случаях может быть предпринято развертывание полицейского (милицейского), гражданского и военного персонала государств-членов СНГ в целях предотвращения перерастания напряженности в вооруженный конфликт. На стадии урегулирования конфликтов предусматривается проведение операций по поддержанию мира с использованием военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала. На стадии постконфликтного построения мира возможно также размещение военных наблюдателей или Коллективных сил по поддержанию мира для обеспечения гарантий невозобновления конфликтной ситуации. Концепция исходит из того, что принудительные действия при урегулировании конфликтов возможны только при наличии соответствующих полномочий от Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН.

**В рамках СНГ были приняты документы, посвященные правовым вопросам создания и функционирования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира. К ним относятся:

- Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г.;

- Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.;

- Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ от 15 мая 1992 г.;

- Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Кроме того, решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г. было принято Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. 19 января 1996 г. странами СНГ было подписано также Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала государств-участников СНГ для участия в операциях по поддержанию мира. Соглашение по истечении пятилетнего срока прекратило свое действие.

Решение о проведении каждой операции по поддержанию мира принимается Советом глав государств на основе обращения одного или нескольких государств-участников СНГ по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.

На Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по поддержанию мира могут быть возложены следующие задачи:

- наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;

- разъединение противоборствующих сторон;

- создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров и др.

В принудительных действиях Коллективные силы по поддержанию мира СНГ могут использоваться только по решению Совета Безопасности и под его руководством. Во время проведения миротворческих операций СНГ оружие может применяться лишь в порядке исключения. Пределы такого применения четко обозначены: в целях обеспечения безопасности и здоровья военнослужащих и персонала в порядке самообороны; в случае насильственного отстранения воинских формирований СНГ от выполнения возложенных на них задач; для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильственного посягательства на жизнь и здоровье.

Состав коллективных сил определяется решением Совета глав государств и мандатом на проведение операции. В зависимости от поставленных задач могут привлекаться воинские контингенты, подразделения полиции (милиции), части боевого и материально- технического обеспечения, гражданский персонал.

В случае принятия решения о проведении операции Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.


Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 09.10.1992, Концепция и Договор об охране границ от 26.05.1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: