Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одаренные дошкольники и особенности их обучения и воспитания

Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.

А. Шопенгауэр

Развитие ребенка тесно связано с его способностями – такими индивидуально­-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних усло­вий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования куль­туры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей.

Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и соотношение первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и сте­пень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Гово­ря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки спо­собности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с воз­растом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов (А. В. Запоро­жец, Н. С. Лейтес). «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствитель­ным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педаго­гических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...» (Запорожец А. В., 1973, с. 34).

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благо­приятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о дет­ском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей.

Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей – сложный процесс. Оно не сводится лишь к количе­ственному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн (1946, 1976), раз­витие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, кото­рые представляют способность одного уровня, открывают возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: