Повороты – своеобразные упражнения динамического равновесия. Трудность поворотов заключается в умении правильно рассчитать силу и направление вращательного движения, сохранить устойчивость позы тела во время поворота и вовремя «затормозить» инерцию вращения. Сохранение вертикального положения туловища и головы – важное условие выполнения поворотов.
Одноименные повороты выполняются на правой ноге – в правую сторону, на левой ноге – в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге – в левую сторону, на левой – в правую, с различным положением свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота.
Примерные упражнения:
– повороты на 180, 270, 360° переступанием с ноги на ногу на носках;
– разноименные повороты на 180 и 360° из II, IV позиций (рис.167, 168);
– одноименные повороты на 360° переступанием в высоком переднем равновесии;
– одноименный и разноименный повороты на 360° махом ногой вперед.
Рис. 167
Рис. 168
Прыжки
Наиболее характерны для художественной гимнастики прыжки с разбега. Главное в прыжках – зафиксировать их форму в фазе полета.
Рис. 169
Рис. 170
Рис. 171
Рис. 172
Различают прыжки толчком двумя и толчком одной ногой.
Прыжки толчком двумя: ноги врозь, прогнувшись, углом, согнув ноги назад и др.
Прыжки толчком одной:
1. Прыжок касаясь (одну ногу назад, другую согнуть до касания носком колена прямой ноги) (Рис.169).
2. Прыжок шагом (шпагат). Более сложные варианты – со сменой ног в фазе полета, с поворотом кругом. Прыжок шагом в сторону.
3. Перекидной прыжок (рис.170).
4. Прыжок касаясь кольцом (рис.171).
5. Прыжок шагом кольцом (рис.172).
Упражнения с предметами
Выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячом, обручем, лентой, булавами) придает большую эмоциональность и насыщенность занятиям. В процессе овладения техникой упражнений с предметами совершенствуют умения управлять движениями рук, и особенно кистей. Умение это имеет большое прикладное значение в овладении профессионально–трудовыми навыками.