Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, как правило, по согласованию с работодателями.
Выпускнику предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из перечня, рекомендованного выпускающей кафедрой (прил.9).
По согласованию с научным руководителем студент может выбрать тему работы, которая не включена в рекомендуемый кафедрой перечень, или изменить ее название (сузив или расширив). При этом он должен обосновать целесообразность разработки выбранной темы.
При выборе темы выпускной квалификационной работы студент должен учитывать, в какой мере вопросы, поставленные в исследовании:
· актуальны для получаемой квалификации;
· обеспечены исходными данными для анализа;
· обеспечены литературными источниками;
· имеют практическую значимость для работы органов государственного и муниципального управления (подтверждается заказом организации на разработку ВКР (прил.2)).
Кроме того, для студента на данном этапе важно:
|
|
· адекватно оценить свои возможности и не ставить себе непосильных задач;
· учесть временные ограничения на выполнение ВКР;
· иметь возможность получения доступа к той информации, которая необходима для исследования по выбранной теме ВКР;
· оценить значимость выбранной темы для дальнейшей успешной работы и карьеры.
Выпускная квалификационная работа - самостоятельная творческая работа студента, в которой должна быть четко сформулирована цель ее разработки. В качестве цели могут выступать:
· совершенствование;
· обоснование;
· анализ;
· организация;
· прогнозирование;
· создание;
· разработка;
· оптимизация;
· рационализация;
· повышение.
Возможны темы с формированием комплексной цели: «Анализ и совершенствование…», «Анализ и разработка мероприятий по улучшению…» и т.п.
После определения цели указывается предмет исследования, в качестве которого могут быть:
· структура (производственная, общая, управления, инфрастуктура органов государственного или муниципального управления);
· функция (планирование, координация, организация, стимулирование, мотивация, контроль, диагностика, профилактика, формирование, совершенствование и т.д.);
· процесс (управление, исследование, развитие, обоснование, совершенствование и т.д.);
· характеристика (политика, доход, численность, резерв, эффективность, лояльность, квалификация, оперативность, эффективность, достаточность и т.д.).
Предмет исследования, аналогично цели проекта, может быть комплексным. Например, «характеристика структуры», «структура функций» и т.д.
Соответственно, объектом исследования могут выступать:
|
|
· персонал (производственный, управленческий);
· органы государственной власти;
· органы местного самоуправления;
· определенная сфера управления.
Затем необходимо уточнить, какие основные направления функционирования и развития объекта выпускной квалификационной работы охвачены исследованием:
· структура, персонал;
· финансовое обеспечение;
· содержание деятельности;
· планирование (технико-экономическое, оперативное).
Название темы работы должно обязательно включать в себя название организации - объекта исследования и территориальной единицы (для направления «Государственное и муниципальное управление»). Например: «Совершенствование управления нововведениями в кадровой работе» (на примере ООО «Строй Инвест»), или «Разработка функциональной структуры аппарата управления местной администрации (на примере администрации Аннинского района Воронежской области)».
Структура названия темы выпускной квалификационной работы приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1