Роль индивидуальных различий

До сих пор в нашем обсуждении неявно предполагалось, что ситуация группового Давления имеет почти одинаковое воздействие на всех, кто оказывается в этой си­туации. То есть мы предполагали, что люди, различающиеся по таким парамет-


А. Конформизм 51


рам, как возраст, раса, пол, семейная среда, образование, а также личностные чер-и ты, одинаково реагируют на давление группы. В действительности же это не так! и индивидуальные различия могут иногда сильно влиять на степень и тип кон-1 формного поведения людей. Для иллюстрации роли индивидуальных различий мы обсудим, как пол и культурная среда людей влияют на их реакции на групповое давление. Как мы увидим ниже, и в том и другом случае предрасположенность к j определенному типу поведения, приобретенная людьми до того, как они подверг-J

.'- лись влиянию группы, может сказываться на их реакциях на эту ситуацию. 1 В течение долгого времени благоразумие, связанное с условностями, требо-я

" вало, чтобы женщины в большей степени, чем мужчины, уступали групповому * давлению (ср., например, Cooper, 1979; Shaw, 1981). Сегодня мы знаем, что отно­шение между полом и конформизмом сложнее. С помощью метааналитических методик, которые позволяют исследователям комбинировать и давать статисти­ческий обзор многочисленных исследований, Игли и Карли (Eagly, Carry, 1981) обнаружили, что женщины действительно больше поддаются влиянию, чем муж­чины. Однако в целом различие в степени внушаемости у женщин и у мужчин не очень значимо и зависит от ситуации, в которой находятся участники экспери­мента. Наиболее явные различия в степени внушаемости у мужчин и женщин проявились в ситуациях, когда индивиды были под наблюдением других членов группы (Becker, 1986; Eagly, Chrvala, 1986; Eagly, Wood, Fishbaugh, 1981). Напро­тив, женщины лишь ненамного сильнее поддавались влиянию, чем мужчины, в экспериментах по конформизму, не включавших контроль, а также при изуче­нии изменения установок, когда испытуемые слушали слова убеждения.

Было предложено несколько объяснений различий в конформности между по­
лами. Например, была высказана мысль, что женщины, возможно, больше склонны
к конформизму, чем мужчины, так как им менее знакомы «маскулинные» стиму­
лы, которые им предлагают оценивать (см., например, Karabenick, 1983; Sistrunk,
McDavid, 1971). Это объяснение, однако, не выдерживает критики, поскольку
в экспериментах по конформизму, как правило, темы обсуждения не содержат
предпочтений, связанных с интересами или компетентностью мужчин (Eagly,
Carly, 1981). Другое объяснение основывается на загадочных результатах, сви­
детельствующих, что женщины проявляют больший конформизм, чем мужчи-1
ны, когда эксперимент проводит мужчина (Eagly, Carly, 1981). Неясно, отчего мог 1
получиться такой эффект. Возможно, экспериментаторы, мужчины и женщины, I
склоняются к выводам, лестным для их пола (Eagly, Carly, 1981). Или же, может 1
быть, исследования, проводимые мужчинами, сильнее в отношении методики, чем I
эксперименты, проводимые женщинами, и потому мужчинам удается более точно I
оценить исследуемые различия между полами (Becker, 1986; Wood, Stagner, 1994). J
Наиболее убедительная интерпретация различной степени конформизма у муж- J
чин и у женщин основана на различиях социальных ролей, которые они учатся |
выполнять в нашем обществе (Eagly, 1987; Eagly Wood, 1991). Согласно это- I
му объяснению, мужчин учат быть более властными, больше стремиться к само- I
утверждению (в отличие от женщин), и поэтому, вероятно, люди того и другого 1
пола ведут себя соответствующим образом скорее в публичных ситуациях (на- |
пример, в ситуации группового давления), чем в частной жизни. 1

Возможно, что мужчины и женщины, которые росли в рамках одной культуры, J имеют, однако, различный опыт социализации и это влияет на их реакции на дав- 1


пение группы. В равной степени возможно и то, что люди, выросшие в условиях пазных культур, могли усвоить разные реакции на групповое давление. Уже срав­нительно давно Берри (Berry, 1967) исследовал влияние культуры на конфор­мизм у народности темны из Сьерра-Леоне в Африке и у эскимосов острова Баф­финова Земля в Канаде. Темны возделывают рис, и их экономика основана на создании запасов пищевых продуктов, тогда как эскимосы — охотники и рыболо-вЫ и запасов еды не делают. Подвергнутые воздействию ложных групповых норм во время теста на зрительное восприятие, темны проявили значительно больший конформизм, чем эскимосы. Берри приписал эти результаты различиям в воспи­тании детей, вызванным различиями в организации экономики выживания. Эко­номика, в которой важно накопление пищевых запасов, как у темпов, обращает внимание на воспитание конформного поведения у детей; экономика, основанная на охоте и рыболовстве, как у эскимосов, требует воспитания индивидуализма.

Недавний метаанализ 133 исследований, проведенных в 17 странах (Bond, Smith, 1996), был посвящен культурным различиям в проявлении конформизма. Исследователи измерили соотношение индивидуализм/коллективизм в соответ­ствующих странах и распространенность конформного поведения среди жителей этих стран на основе эксперимента по сравнению длины линий, проведенного в свое время Ашем. Индивидуализм — это культурная ориентация, направленная на воспитание прежде всего независимости, самостоятельности, уверенности в се­бе. Коллективизм — это культурная ориентация, при которой упор делается на взаимозависимости, сотрудничестве, социальной гармонии. Данный эксперимент был проведен в следующих странах: Германии, Бельгии, Бразилии, Канаде, Со­единенных Штатах, Острова Фиджи, Франции, Гане, Великобритании, Голлан­дии, Гонконге, Японии, Кувейте, Ливане, Португалии, Заире, Зимбабве. Бонд и Смит констатировали, что связь между культурными ценностями и конформиз­мом действительно существует. Люди, живущие в условиях коллективистской культуры, проявили более высокий уровень конформизма, чем те, которые живут в условиях культуры индивидуалистической. Несмотря на то что интерпретация этих результатов не вполне очевидна, весьма правдоподобно, что коллективисты вели себя более конформно, чем индивидуалисты, так как они больше озабочены тем, как другие люди оценивают их поведение, и это их больше волнует.

До сих пор наше внимание было сосредоточено на том, как культурные разли­чия между обществами разного типа влияют на конформность. Но возможно так­же, что изменения культуры во времени внутри одного и того же общества спо­собны оказывать влияние на конформность. То есть по мере того, как данное об­щество переживает экономические, социополитические или другие изменения, склонность живущих в этих условиях людей уступать групповому давлению мо­жет тоже изменяться. Так, Бонд и Смит (Bond, Smith, 1996) изучали воздействие внутрикультурных изменений на конформность, используя данные, собранные в США. Они констатировали, что уровень конформности при выполнении заданий эксперимента Аша по оценке линий в общем резко снизился в период с нача­ла 1950-х гг. до настоящего времени. Однако этот результат кажется загадочным 11 непонятно, как его интерпретировать. Являются ли изменения в культуре един­ственной (или первостепенно важной) причиной снижения уровня конформно-Сти, и, если это так, то какому из многих культурных изменений, произошедших в США за последние 50 лет, приписать это различие?


52 Глава 1. Конформизм и подчинение ________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: