Компетентность источника. Здравый смысл подсказывает, что люди поддаются убеждению, только если источник надежен. Это, по мнению Ховланда, предполагает, что такой источник считается одновременно и компетентным, и достойным доверия. Именно Ховланд и Вайс (Hovland, Weiss, 1951) одними из первых экспериментально проверили связь между надежностью и убедительностью.
В их эксперименте испытуемые читают четыре сообщения, относящихся к разным проблемам (например, возможность строительства атомных подводных лодок). Для половины испытуемых выраженные в сообщениях мнения приписываются в высшей степени надежному источнику (например, этим испытуемым говорят, что приведенная точка зрения относительно атомных подводных лодок принадлежит Роберту Оппенгейме-ру, известному физику), а остальным говорят, что сообщение исходит от ненадежных источников (например, от журналиста газеты «Правда»1, пишущего об атомных подводных лодках). Сообщение, приписанное очень падежному источнику, предложенное первой группе, и то сообщение, которое приписывается ненадежному источнику, предложенное второй группе, — одно и то же. Оно точно совпадает и по содержанию, и по форме изложения с первым.
Испытуемых спрашивают, что они думают о предложенных четырех вопросах, До и после сообщения об источнике. Результаты убедительны (табл. 3.1).
Имеется в виду период «холодной войны», когда большинство американцев были настроены против Советского Союза.
106 Глава 3. Изменение установок
Б. Источник 107
Таблица 3.1 Восприятие надежности источника (а) и изменения мнения после передачи сообщения (б)
Темы | а) % испытуемых, воспринимавших источник как достойный доверия | б) чистый % изменений* | ||||||
Надежный источник | Ненадежный источник | Надежный источник | Ненадежный источник | |||||
N | % | N | % | N | % | N | % | |
А | 94,7 | 5,9 | 22,6 | 13,3 | ||||
В | 93,7 | 1,3 | 36,0 | |||||
С | 80,9 | 17,0 | 22,9 | -3,8 | ||||
D | 89,2 | 21,2 | 12,9 | 16,7 | ||||
Вместе | УГЭ'ГК'•]> | ьШШ | ||||||
Сумма 16,4; разность р < 0,01 | ||||||||
* Число изменений в сторону источника минус. \ 100 испытуемых. | исло изменений в обратную сторону на |
Но в этом исследовании одновременно варьируют компетентность и объективность: Роберт Оппенгеймер может восприниматься одновременно как эксперт в области атомной физики и как лицо политически нейтральное, журналист же газеты «Правда» — как лицо менее компетентное и политически ангажированное. Были проведены более аналитические эксперименты, в которых авторы стремились выявить эффект одной только компетентности. Так, Аронсон и Гольден (Aronson, Golden, 1962) показывают, что дети в большей степени выражают убежденность в ценности арифметики, когда ее хвалит инженер, чем когда эта информация приписывается мойщику посуды. В этом исследовании также поднимается проблема совместного действия двух факторов — компетентности и социального статуса: инженер имеет знания, позволяющие ему говорить как специалисту, понимающему пользу арифметики, но он также пользуется социальным престижем, который дает ему профессия, уважаемая обществом. Что касается мойщика посуды, то он не имеет ни компетентности, ни высокого социального статуса. В недавних исследованиях (Montmollin et al., 1982) были приложены усилия к тому, чтобы эти два аспекта разграничить. Вначале оказалось трудным найти для объекта оценки или аттитюда людей компетентных и некомпетентных, имеющих одинаковый социальный статус. Тогда пришлось разграничить специфическую компетентность в определенной области и общую компетентность: мнение, которое испытуемый составляет о компетентности какого-либо человека, специалиста в определенной области, может распространиться и на другие сферы знания. Так, удалось показать, что сообщение об опасности злоупотребления аспирином, приписываемое то врачу — специфическая компетентность, то адвокату — песпецифи-ческая компетентность, имело приблизительно одинаковое воздействие на мнения испытуемых, выбранных случайно среди прохожих на улице. Мысль, что при-
писываемая компетентность может генерализироваться, связана в какой-то мере с очень часто используемым понятием престижа. Но, как многие обыденные понятия, оно трудноопределимо и плохо поддается анализу. Чем бы ни объяснялся престиж источника — знанием, социальным статусом, известностью, — он может, как это было показано в ряде исследований, восприниматься реципиентом как компетентный в высказываемых им мнениях, и по этой причине он имеет способность убеждать в своей правоте тех, кто его слушает.
В целом итог исследований компетентности источника определенно положительный: большее воздействие оказывает сообщение, исходящее от источника, который воспринимается как имеющий превосходство в знании, образованности, уме, профессиональных достижениях даже в тех случаях, когда реципиент имеет в своем распоряжении лишь очень мало информации и мало показателей этого превосходства. Однако следует все же ограничить значимость этого вывода: эффект компетентности зависит от неуверенности реципиента в своих знаниях о рассматриваемой проблеме. Если его позиция очень тверда, он не изменит своего мнения даже под влиянием очень компетентного источника. Эффект зависит также от мотивации реципиента: компетентность источника станет релевантным критерием только в том случае, если реципиент стремится составить себе самое валидное мнение по данному вопросу.
Доверие, внушаемое источником. Даже если человек знает или думает, что другому «известна истина», у него может возникнуть сомнение в том, что эти высказывания действительно истинны. Реципиент доверяет источнику только в том случае, если он кажется ему объективным, бескорыстным и не имеющим намерения манипулировать или обманывать. Как объективный воспринимается источник, который не производит впечатления, что намеренно или невольно он отдает предпочтение одному из аспектов проблемы в ущерб другим, и которого нельзя заподозрить в том, что он изменяет свои высказывания в зависимости от того, чего ожидают слушатели. Прекрасный эксперимент провели в 1978 г. Игли, Вуд и Чайкен (Eagly, Wood, Chaiken).
Испытуемым дали прочитать аргументированную речь (на самом деле текст, подготовленный для эксперимента), которую якобы произнес во время выборной кампании кандидат на пост мэра одного города, где серьезно стояла проблема загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. Следовало ли немедленно закрыть завод, загрязняющий окружающую среду, или только предусмотреть на будущее меры по благоустройству?
Кандидат в своей речи выступает за охрану окружающей среды и за закрытие загрязняющего ее завода. В качестве экспериментальных переменных выбраны: 1) информация о личности оратора, которого представляют то как давнего сторонника охраны окружающей среды, то как давнего сторонника развития промышленности и защитника интересов трудящихся; 2) информация об условиях, в которых был сделан доклад. Испытуемым сообщают в одном случае, что слушателями были представители местной группы сторонников окружающей среды, а в другом случае говорится, что слушатели — группа промышленников. До и после прочтения текста доклада у испытуемых спрашивали их личную точку зрения по затронутым в докладе проблемам: стоят ли они за охрану окружающей среды и за немедленное закрытие завода или они против этого. Результаты (табл. 3.2) показывают, что испытуемых больше убеждает кандидат-экономист, выступающий за охрану окружающей среды, чем кандидат-эколог. Их также больше убеждает речь в защиту окружающей среды, когда оратора слушает группа промышленников. Хотя на первый взгляд эти результаты кажутся парадоксальными, их
i wo ' "ана о. изменение установок
Б. Источник 109
можно объяснить включением процесса каузальной атрибуции (Kelley, Michela, 1980); испытуемые думают, что предшествующая деятельность оратора приводит к тому, что он по-настоящему хорошо знаком только с одним из аспектов рассматриваемой проблемы — либо с экологическим, либо с экономическим. Это воспринимается как смещение в сторону своих знаний. Следовательно, испытуемые ожидают, что оратор будет высказываться в пользу того аспекта, который ему лучше знаком. Их ожидания оправдываются, когда кандидат-эколог выступает за охрану окружающей среды. Их ожидания не оправдываются, когда в пользу охраны окружающей среды высказывается кандидат-экономист. В последнем случае испытуемые воспринимают оратора как человека, в меньшей степени уклоняющегося в сторону своих знаний и более объективного. Точно так же испытуемые думают, что существует смещение отношения в зависимости от специфики слушателей. Они ожидают, что кандидат будет выступать за охрану окружающей среды перед экологами и в защиту экономического развития города — перед экономистами. Эти ожидания подтверждаются или не подтверждаются. В последнем случае испытуемые думают, что речь в защиту окружающей среды, обращенная к слушателям, которые не разделяют эту точку зрения, характеризуется меньшим смещением, и они больше убеждены в искренности оратора, так как он высказывает свое мнение, невзирая на давление со стороны враждебно настроенных слушателей.
Таблица 3.2 Среднее изменение мнения* в зависимости от информации о прошлом источника и о его слушателях**
Смещение под влиянием знаний | Смещение в зависимости от отношения | |
Ожидания подтверждаются | Источник в прошлом — сторонник охраны окружающей среды 2,87 | Слушатели — сторонники охраны окружающей среды 2,60 |
Ожидания не подтверждаются | Источник в прошлом — сторонник развития промышленности 3,44 | Слушатели — сторонники развития промышленности 4,55 |
Контрольная группа | Речь в защиту окружающей среды 2,89 | Информация отсутствует |
* Масштаб измерения мнения — 15 баллов. Изменение вычисляется вычитанием позиции до произнесения речи из позиции после прослушивания речи. Чем больше полученное число, тем больше изменение в сторону точки зрения источника. ** Анализ разброса данных указывает, что значимо только различие между условиями, когда ожидания не подтверждаются, и теми условиями, в которых ожидания оправдались. |
Как бескорыстный воспринимается источник, высказывающий мнение, которое представляется не мотивированным его личными интересами. Ховланд (Hov-land et al., 1953) сравнивает эффект от сообщения, в котором предлагается снизить таможенные тарифы, причем сообщение приписывается то преподавателю университета, специалисту по экономике, то директору крупной фирмы, занимающейся импортом-экспортом. Ответы испытуемых показывают, что они считают первого более «бескорыстным и честным», но их не убедил ни тот, ни другой. Более ясными оказались результаты эксперимента, в котором источник выступа-
ет против своих собственных интересов (Walster et al., 1966): сообщение содержит высказывание в пользу усиления строгости наказаний за уголовные преступления. Данное высказывание приписывают то прокурору, то преступнику, которому присуждена суровая кара. Испытуемых больше убеждает преступник, неожиданно высказавшийся против своих интересов, чем прокурор, позиция которого по этому вопросу никого не удивляет.
Более тонкий эффект наблюдается, когда желание источника убедить других людей в правоте своей точки зрения ощущается более явно. Люди не любят, когда кто-либо стремится оказать на них влияние; если они замечают у источника намерение их убедить, они оказывают реактивное сопротивление (Brehm, 1966) тому, что они воспринимают как посягательство на их свободу мнения. Дать послушать сообщение в условиях, когда реципиенты не могут приписать источнику намерение их убедить, было бы самым лучшим способом повлиять на них. Вывод из эксперимента, который провели Уолстер и Фестингер (Walster, Festinger, 1962), напрашивается следующий: воздействие сообщения сильнее, когда источники не знают, что их слушают, чем в случае, когда они знают, что слушатели у них есть. Однако чувствительными к различию ситуаций оказываются только те, кого лично касается проблема, о которой идет речь в сообщении, и те, кто с самого начала был согласен с высказанной в сообщении позицией. Но в другом эксперименте происходит обратное (Brock, Becker, 1963). Что происходит на другом полюсе, когда реципиент не может сомневаться в намерении источника убедить его? Миллз и Аронсон (Mills, Aronson, 1965) показывают, что человек с привлекательной внешностью оказывает большее влияние, когда он предупреждает испытуемых о своем намерении. Неуверенность неприятна: реципиент предпочитает откровенность, которая вызывает у него симпатию к источнику.