Концепция Аша, согласно которой первостепенное значение придается всей совокупности качеств в целом, подверглась критике со стороны Брунера и Таджури (Bruner, Tagiuri, 1954). По их мнению, наблюдатель делает выводы о человеке — объекте восприятия — непосредственно на основе признаков, не проходя «промежуточную» стадию, структурирующую и объединяющую впечатление. Они предлагают, следовательно, определить природу отношения между исходными признаками и качествами-реакциями. Вопрос в этом случае формулируется следующим образом: как получается, что если испытуемый знает, что «другой» обладает данной характеристикой или несколькими характеристиками, то он делает вывод об отсутствии или наличии других характеристик? Мы наблюдаем своеобразную «логику», «теорию», согласно которой наличие определенных черт предполагает наличие или отсутствие других качеств. Брунер и Таджури предлагают термин имплицитная теория личности для объяснения существования у наблюдателя тенденций, ожиданий, обычно невербализованных и неосознанно предполагающих наличие соотношения между различными характеристиками воспринимаемого человека. Другие авторы говорят о системе постулатов наблюдателя (Sar-bin, Taft, Baily, 1960).
С этой точки зрения Уишнера (Wishner, 1961), центральность качества вторична по отношению к совокупности связей между конституирующими чертами впечатления. Впечатления можно выявить через корреляцию между различными атрибуциями, которые осуществляют испытуемые.
Эта рабочая «модель» и систематическое использование статистического анализа позволили значительно продвинуться вперед в понимании условий функционирования имплицитных теорий личности.
При столь большом числе качеств, которые дает язык, как организуется совокупность возможных корреляций между каждой парой возможных черт?
Мы ограничимся здесь несколькими примерами. Читателю полезно будет обратиться к специальному учебнику статистики.