В этом виде коммуникации главное — это стремление к возможно большему числу реципиентов. Успех измеряется числом охваченных коммуникацией людей. Вот почему система общего распространения сознательно исходит из отрицания специфичности групп в пользу более важной общности, отвлекаясь от различий позиций и интересов, которые всегда таят возможность конфликтов. Для общей распространенности важны только отдельные черты объекта, «имеющие всеобщий интерес»; она избегает технических подробностей, цифровых уточнений, длинных цепочек рассуждений, так же как и слишком категорических мнений; культивируется лишь консенсус. Идеальный адресат имеет «сквозную» (транс-версальную) идентичность, которая выражается в обобщенных абстракциях, способных включить большинство людей: потребитель, избиратель или гражданин, родители, молодежь и т. д. Экономические ограничения средств массовой коммуникации приводят к представлению о секторах рынка, которые надо завоевать или сохранить. Это способствует тому, что подчеркиваются объединяющие характеристики, унифицируется также образ жизни. В намеренно нейтральной и якобы объективной интерпретации термин «информация» подходит лучше всего для характеристики содержания системы общего распространения. Даже данные, касающиеся общественного мнения, такие как результаты опросов на различные темы, подаются как информация. Отсюда эклектичность, смешение жанров и тем без какой-либо логики, кроме актуальности. Не выделяются долгосрочные проекты, нет или почти нет ссылок на эксплицитные концептуальные рамки. Нет стремления убедить. Единственная цель — уведомление или развлечение. Здесь — плюрализм мнений, нет ангажированности, связанной с определенным видом массовых коммуникаций. Как мы увидим дальше, следствием всего этого становится слабое воздействие системы общего распространения на устойчивость когнитивных образований реципиентов. Непосредственное влияние общее распространение информации оказывает только на моду (в одежде, питании, эстетике, языке, интеллектуальной жизни), которая, впрочем, обладает разной степенью выраженности в разных группах.
|
|