Внутренние и внешние процессы преобразования научного содержания в содержание здравого смысла обнаруживаются, по нашему мнению, у ученого-любителя. В основном они, вероятно, привычны для современного человека с улицы. Эти процессы осуществляют переход от того, что можно назвать информативным мышлением, к мышлению репрезентативному. Следует думать, что каждая из этих форм мышления имеет свою рациональность. По их доминирующим, но не исключительным свойствам можно их противопоставить следующим образом.
Информативное мышление | Репрезентативное мышление |
Понятия и знаки | Образы и символы |
Эмпирическая валидность | Валидность, основанная на консенсусе |
Господствует «как?» | Господствует «почему?» |
Фиксированные типы выводов | Выбор типа выводов свободен |
Ограничение последовательности мыслительных актов | Гибкая последовательность мыслительных актов |
Использование определенных синтаксических форм | Выбор синтаксических форм свободный |
584 Глава 21. От науки — к здравому смыслу
Е. Приписать реальность 585
Всякая репрезентация физической теории, физики, психологии, социологии биологии и т. д. внутри здравого смысла, конечно, предполагает глубокое искажение не только содержания, но также и когнитивной структуры. Как только это искажение происходит, оно придает всему хаотическому и странному внешне логичную и последовательную форму. А как обстоит дело с информацией? Можно сказать, что, получив в свое распоряжение представление о том, чем являются или чем могут быть вещи, индивиды начинают их искать. «Искать» — это неточно. Мы вправе утверждать, что люди создают, творят, чтобы валидизировать свои предположения или объяснения, как стали это делать Бувар и Пекюше, собирая признаки для обсуждения своей интерпретации френологии.
Это еще более верно, когда речь идет о социальных феноменах, о взаимоотношениях людей, какие наблюдали некоторые исследователи (Snyder et al., 1900). То, как это происходит, можно хорошо проиллюстрировать, приведя отрывок из мемуаров писателя Канетти, где рассказывается о проникновении понятий, взятых из психоанализа. Канетти рассказывает, что в те годы, когда он учился в университете, имя Фрейда и его теория стали настолько общеизвестными, что встречались в каждом разговоре. Психоанализ здравого смысла еще был в самой начальной стадии. «Влиятельные деятели университета его еще отвергали, но "несостоявшийся поступок" стал своего рода игрой. Чтобы создать возможность употребления этого полюбившегося всем выражения, его "запускали конвейерным потоком", так что в любом разговоре, даже самом оживленном и по внешней видимости спонтанном, наступал момент, когда можно было прочитать на устах собеседника: "Вот несостоявшийся поступок!" И уже после этого можно было с готовностью приступать к его объяснению, выявлять процессы, вызвавшие его зарождение, и при этом говорить с такой же точностью, как и с неутомимой физической стойкостью, об очень личных вещах» (Canetti, 1982, р. 133).
Конечно, здесь речь идет о салонной игре, принятой среди студентов. Но она соответствует некоторым нашим наблюдениям и является хорошей иллюстрацией. В связи с этим можно заметить, что информация, касающаяся человека, порождается сначала в общении с собеседником, а затем в рамках представления о психической жизни, которое собеседники разделяют. Каждый знает, какое очевидное явление он должен создать, и соглашается это сделать, зная, как это воспримут и оценят. Мы не утверждаем, что люди не обрабатывают информацию обычным для себя способом. Но мы думаем, что также и в общественной жизни, и особенно в ней, информация создается для приспособления к каким-то рамкам здравого смысла или для того, чтобы вызвать определенную реакцию друга, начальника, врача и т. д.
Тема, которой мы отдадим предпочтение при изучении народной эпистемологии, — это тема преобразования информативных когнитивных процессов в репрезентативные, а также преобразования описательного содержания в объяснительное. Что могло бы быть больше нагружено смыслом, чем понимание того, как понятие становится образом, как абстрактное становится реальным, как объективная теория превращается в общепринятое представление? Причем это происходит за очень краткое время. Это изменение объясняется тем, что люди не пытаются имитировать способ действия науки. Они хотят его изменить, с тем чтобы вернуться к своему излюбленному способу действий — к способу действий здравого смысла.