Подростковые реакции – специфические формы реагирования подростка на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть обусловлены проблемами и трудностями подросткового возраста, а также проявлением имеющегося у него психического заболевания.
Компенсация и гиперкомпенсация – личностные проявления и формы поведения, с помощью которых подросток старается скрыть или замаскировать свои слабые стороны.
Девиантное поведение - отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Делинквентное поведение – разновидность девиантного поведения, характеризующаяся незначительностью правонарушений.
Тема 9. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Стресс. Травматический стресс, его особенности и фазы. Типы травматических ситуаций. ПТСР: диагностические критерии и типы. Индивидуальные особенности личности, влияющие на возникновение ПТСР. Способы коррекции ПТСР.
Основные понятия
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – непсихотическая затяжная или отсроченная реакция на травматический стресс (ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.
Травматические ситуации – экстремальные критические события, обладающие мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от человека экстраординарных усилий по совладанию с последствиями данного воздействия.
Типы травматических ситуаций
1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие (сексуальное насилие, естественные катастрофы, ДТП).
2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора (повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия).
Тема 10. Зависимость проявлений пограничных состояний от индивидуальных особенностей личности
Роль индивидуально-типологических особенностей личности в становлении и развитии психических нарушений. Важнейшие индивидуальные особенности характера человека, внутриличностные переживания, межличностные отношения. Роль нервно-психической деятельности человека, врожденных и приобретенных свойств личности. Роль темперамента, стеничности, сензитивности личности в возникновении пограничных состояний.