Гос. кредит

Государство для своих нужд может мобилизовать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В таком случае она является заемщиком средств, а население и предпринимательские структуры - кредиторами.
Преимущественно государство выступает в роли заемщика и должника. При этом с помощью государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных нужд.

Заимствование как метод мобилизации финансовых ресурсов, является обычным общепризнанным инструментом регулирования экономики и финансовых отношений в государстве. Согласно бюджетному кодексу - это операции, связанные с получением бюджетом средств на условиях возвратности, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства государства перед кредитором. При этом заимствования не используются для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия. Также в кодексе определено, то государственные внутренние и внешние заимствования являются источником финансирования дефицита бюджета. А поскольку в Украине бюджетный дефицит – явление перманентное, то государство привлекает заёмные средства регулярно. Государство может занимать ресурсы как внутри страны, так и за её пределами.

В международной практике применяются преимущественно 2 формы прямых государственных заимствований:

- эмиссия государственных ценных бумаг;

- кредиты.

Для экономически развитых стран характерной формой государственных заимствований является эмиссия долговых обязательств в виде ценных бумаг. В основе этих заимствований лежит привлечение в экономику временно свободных финансовых ресурсов физических и юридических лиц путём эмиссии и продажи государственных ценных бумаг (в Украине доминируют облигации внутреннего госзайма и облигации внешнего госзайма). Информация о размещении, погашении и обслуживании гос. ценных бумаг на сайте Мин. Фин.

Форма государственных заимствований в виде кредитов характерна характерна для государств со слабо развитой и переходной экономикой. Предоставление кредтов, как правило, сопровождается определёнными экономическими и даже политическими условиями, которые имеют временами довольно жесткий характер. До 2002 года в структуре гос.заимствований Украине доминирующую позицию занимали именно кредиты.

Согласно статье 16 Бюджетного кодекса Украины право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в пределах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины.

В результате проверки, проведённой Счётной палатой в 2005 году, было установлено, что отельного нормативного документа относительно процедуры планирования государственных заимствований в Министерстве финансов украины нет. На практике в начале бюджетного процесса Департамент государственного долга и Департамент гос. Бюджета обмениваются информацией об оптимальном объёме государственных заимствований и об объёме дефицита государственного бюджета (с учётом планових поступлений от приватизации и других недолговых источников финансирования гос.бюджета). На основании анализа этой информации определяются объёмы необходимых заимствований для его финансирования. Условия и порядок выпуска государственных ценных бумаг, а также регулирование их обращения определяются в соответствии с Законом Украины «Про цинни папери та фондовий ринок».

Государство может выступать и в роли кредитора, предоставляя ссуду населению и предприятиям, а также в роли гаранта в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательства принявших юридические и физические лица.
Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. И потому, прежде всего, средства, привлекаемые с помощью государственного кредита, передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Такая практика является более целесообразной, по сравнению с эмиссией денег, следствием которого является усиление инфляции.
По своей экономической сущности государственный кредит - это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций.
Государственные заимствования могут осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должно обеспечиваться эффективность и результативность использования заемных средств.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг двух видов - облигаций и казначейских обязательств.
Источниками погашения государственных займов могут быть:
- Доходы от инвестирования заемных средств в высоко эффективные проекты;
- Дополнительные поступления от налогов;
- Экономия средств от сокращения расходов;
- Эмиссия денег;
- Привлеченные от новых займов средства (рефинансирование долга.

2.Гос. долг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: