Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга

Сумма его состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам.
Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.
Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащей погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент займам.

Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

Внутренний долг - это задолженность кредиторам государства в данной кране.
Внешний долг - это задолженность кредиторам за пределами данной страны.
К составляющим государственного внешнего долга относятся:
- Прямой долг, который формируется путем привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных займов. Кредитные отношения основаны на прямом государственном управлении;
- Условный долг, который формируется при нормативно-административном регулировании заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство или предпринимательская структура - заемщик, который самостоятельно погашает иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, по условиям соглашения о одалживания вступает в силу государственная гарантия по выполнению платежей в пользу иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается вернуть средства от непосредственных заемщиков.
Если бюджет формируется и исполняется с профицитом, правительство получает реальную возможность погашать часть своих долгов. Но не надо забывать, что долги имеют свойство "подкармливать" самих себя.
Даже когда имеет место сбалансированный бюджет, долг продолжает расти. Это связано с тем, что правительство вынуждено брать в заем, чтобы платить процент за имеющийся долг, который накапливается в соответствии с нормой процента, под который получена предварительная ссуда. Такая форма накопления долга носит общий характер и присуща любому долга независимо от источника его получения.
Чтобы приостановить процесс нарастания долга, правительство должно всегда иметь определенный бюджетный излишек для обслуживания существующего долга. Этот избыток должен быть равен величине долга, умноженной на норму процента, под который была ранее получена эта ссуда. Но даже такого избытка недостаточно для уменьшения общих объемов государственного долга, поскольку он в полной мере будет привлекаться на содержание долга на установившемся уровне.
Между тем, такой подход к решению проблемы погашения государственного долга не учитывает такие важные показатели, как темпы роста реального валового внутреннего продукта и возможность финансирования долга путем денежной эмиссии.
Но главным показателем способности государства возвращать долги является отношение "долг-ВВП". В тех случаях, когда ВВП стабильно растет, отношение "долг-ВВП" может оставаться неизменным даже в условиях роста государственного долга. Соответственно содержание абсолютного долга на установившемся уровне приведет к тому, что отношение "долг-ВВП" неуклонно будет приближаться к нулю.
Таким образом, результаты соревнования между темпом роста экономики и реальной процентной ставкой за кредит будут решать темпы, по которым государственный долг будет либо расти, либо уменьшаться.
Конечно, когда темпы роста экономики опережают норму процента, экономика сама преодолевает задолженность государства. Несколько иначе выглядит финансирования бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга в условиях использование денежной эмиссии.
В таком случае стабилизация отношение "долг-ВВП" не требует наличия бюджетного избытка и может достигаться даже в условиях бюджетного дефицита, если только эмиссия денежной массы является достаточной.
Но эмиссия, особенно избыточная, в свою очередь приводит к переполнению каналов денежного обращения, к увеличению денежной массы, не поддержанной соответствующей товарной массой, и, как следствие, к усилению инфляционных процессов.
В любом случае на пути стабилизации государственного долга, прежде всего, надо начинать с вопроса относительно бюджетного дефицита, которое можно решить или через уменьшение государственных расходов, либо через увеличение налоговых поступлений.
Вариант стабилизации долга за невыполнения долговых обязательств можно не рассматривать вообще, поскольку трудно представить уважающий себя правительство, которое бы понравился к подобного мероприятия, потому что уже следующим шагом будут глобальные последствия, связанные с уменьшением объемов иностранных инвестиций в экономику, с уменьшением объемов внешней торговли и невозможностью получения дальнейших внешних заимствований.
Между тем, в современном мире проблема состоит в том, что очень часто страны вынуждены прибегать к новым займам, чтобы выполнить свои обязательства по старым долгам.
Но, если обязательства страны превышают темпы роста экономики, внешний долг можно рассматривать как еще один налог, так как дополнительные доходы идут не гражданам, а кредиторам; благосостояние населения ухудшается, происходит снижение инвестиционной активности, в свою очередь приводит к дальнейшему падению темпов экономического роста.
Формирование государственного долга Украины началось уже в 1991 году. Постепенно в его составе было выделено внешний и внутренний долги.
Надо заметить, что Международный банк реконструкции и развития критическим уровнем соотношения суммы внешнего государственного долга к ВВП считает 80-100%. Например, по данным МВФ в 1997 году этот показатель равнялся в Болгарии - 97,0%, в Венгрии - 54,0%, в Словакии - 52,5%, в Чехии - 42,3%. В том же году в Украине этот показатель равнялся лишь 20,5%. (Приложения 1, 2).
Но относительно небольшие размеры государственных заимствований Украины это только одна сторона. Привлеченные средства должны стимулировать экономическое развитие государства, что происходит в тех случаях, когда государственные заимствования равны объемам капитальных вложений в экономику.
Управление государственным долгом страны заключается в обеспеченности платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов.

Осуществление платежей на выполнение долговых обязательств государства относительно уплаты основной суммы долга называют


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: