Интервью

Тема 3. Вербально-коммуникативные методы

Вербально-коммуникативные методы — это способы получения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения. Могут выступать как самостоятельные методы, так и входить в структуру других методов.

Среди вербально-коммуникативных методов выделяют беседу и опрос.

Беседа — это метод устного получения сведений путем ведения тематически направленного разговора.

Опрос — специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых на задаваемые им вопросы. Опрос может проводиться в устной (интервью) или письменной форме (анкетирование).

Интервью

Процедура интервью включает три фазы:

1. Вводная:

На этой фазе необходимо установить контакт с респондентом. Этому способствует создание благожелательной и деловой обстановки, первые фразы (уверенные, краткие, обоснованные). Далее интервьюер представляет себя и организацию, при этом личную заинтересованность демонстрировать не следует. Необходимо соблюдать деловитость, дистанцию, следует остерегаться панибратства, но в то же время недопустима другая крайность — подчеркивание дистанции, менторский тон.

2. Основная:

Интервьюер задает намеченные вопросы, не высказывая свое мнение и сохраняя нейтральную позицию. Он может лишь эмоционально и интеллектуально откликаться на ответы опрашиваемого, все время стимулирует у респондента желание отвечать на вопросы.

Темп ведения интервью — оптимальный. В некоторых случаях его ускоряют, чтобы вынудить отвечать спонтанно. Между вопросами не должно быть пауз.

3. Завершающая:

На этой фазе подводятся итоги и выражается благодарность респонденту.

Продолжительность интервью зависит от задач — от 10 — 15 минут до 1,5 — 2 часов.

Выделяют следующие виды интервью:

1. В зависимости от степени формализации — стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное.

В стандартизировванной форме интервью формулировки вопросов и их последовательность строго определены заранее. Ответы даются в свободной форме. Респондентам не предлагаются варианты ответов. Интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос, уточнить ответ, если он чересчур лаконичен или помочь вернуться к заданной теме, если респондент отвлекся.

Преимущество данного вида интервью заключается в возможности сравнивать данные разных респондентов, в высокой надежности данных, в доступности интервьюеру невысокой квалификации. Однако данный метод не позволяет глубоко изучить духовный мир опрашиваемых, так как ответы чаще всего поверхностные.

Объектом изучения является поведение, намерения.

В нестандартизированном (свободном) интервью разрабатывается общий план, задачи, а вопросы задаются в соответствии с ситуацией. Интервьюер кратко представляет тему, просит ее проанализировать и представляет возможность говорить.

Роль интервьюера пассивна. Вмешательство ограничивается ободрением, помощью в развитии мысли. Для этого используется два приема — позитивное безусловное внимание, при котором не выражается одобрение или порицание, и эмпатическая установка.

Преимуществами данного вида интервью являются:

- Возможность добиться хорошего контакта благодаря гибкости и созданию естественной, непринужденной обстановки.

- Позволяет получить более глубокую информацию, так как существует возможность задавать дополнительные вопросы.

- Возможность учитывать складывающиеся обстоятельства.

- Более широкий диапазон используемых слов с эквивалентным значением для разных респондентов, что расширяет возможности общения.

- Возможность делать открытия, выявляя схемы мышления или поведения, которые ранее не привлекали внимания исследователей.

Но с помощью нестандартизированного интервью сложно сравнить высказывания респондентов, так как каждый развивает свою мысль.

Этот вид интервью используется для ориентировки в проблеме, отработки вопросов, контроля данных, может проводиться после анкетирования — для выявления причин установленных различий.

Объектом исследования является мотивация поведения.

В полустандартизированном интервью интервьюер задает конкретные темы и затем представляет свободу для всказываний. Используется для углубленных исследований, для качественного анализа, при подготовке анкетирования, в котором необходимо построить многоуровневую измерительную шкалу. Объект исследования — восприятие, установки индивидов.

2. В зависимости от уровня исследования — предварительное, основное, контрольное.

Задача предварительного интервью — разведка проблемы, проверка вопросника. Может осуществляться в нестнадартизированной или полустандартизированной форме.

Основное интервью проводится для сбора основной информации в стандартизированной форме.

С помощью контрольного интервью проверяются спорные, сомнительные данные в любой форме.

3. От числа участников — индивидуальное, групповое, массовое.

Индивидуальное интервью — опрашивается один респондент.

Групповое — группа (респонденты не взаимодействуют между собой) или коллектив (респонденты взаимодействуют друг с другом).

4. От числа интервьюеров.

Эффективность проведения интервью зависит от условий его проведения: выбора времени и места, профиля интервьюера, условий, согласованных перед интервью. Если организатору интервью не удается использовать эти элементы, они могут повлечь смещения, которые проявляются в искажении информации.

Время выбирается так, чтобы смягчить волнующий характер этого события. Когда интервьюируемый начинает говорить, его мысли о том, чем он только что был занят. С одной стороны, это может помешать ему сосредоточиться, с другой стороны, может быть полезно. Например, когда испытуемый занимается деятельностью, связанной с темой исследования. Его стремление высказаться в таком случае усиливается.

Место интервью наводит на размышления, способствует определению отношений между интервьюером и респондентом. Интервью может проводиться на рабочем месте, дома или в нейтральной обстановке. В первом случае — речь будет более взвешенной, официальной; во втором случае — обыденная, повседневная. Нейтральная обстановка способствует созданию имиджа, уважения к опрашиваемому. Но независимо от места общим требованием является невмешательство в интервью третьих лиц.

Профиль интервьюера должен учитывать специфику респондентов (возраст, пол, уровень культуры и образования). Интервьюер должен производить благоприятное впечатление, чтобы создавать соответствующую атмосферу общения и исключить влияние интервьюера на содержание ответов опрашиваемого. Интервьюер должен быть «общительным педантом», т. е. строго следовать намеченному плану, добиваться необходимой информации, при этом общение не должно доходить до уровня идентификации и эмпатии, как в беседе. Должен быть уравновешенным и спокойным. Важно умение противостоять стереотипизации образа партнера. Должно быть равновесие в дистанции между интервьюером и опрашиваемым. Последний должен понимать, что интервьюер проводит работу и не может вступать в близкие отношения, поэтому интервьюер не должен ассоциироваться с близким человеком, другом. В то же время, если опрашиваемый почувствует слишком большую дистанцию, то не будет откровенно рассказывать о себе тому, кто далек от его забот.

Контрактные рамки интервью предполагают, что перед его началом интервьюер представляет исследование, создает комфортную атмосферу и мотивирует респондента, определяет роли каждого, подчеркивает условия, которые необходимо соблюдать обоим, объясняет, чего ждет от респондента, определяет примерную продолжительность беседы и предупреждает, как она будет фиксироваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: