Контингент детей раннего и дошкольного возраста, имеющих ТНР, составляют, главным образом, дети с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС или проявлениями перинатальной энцефалопатии. Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого нарушения с различными отклонениями психической деятельности. Успешная лечебно-педагогическая работа в этих случаях, как правило, становится возможной только при проведении медикаментозного лечения.
Педагогическая (логопедическая) работа проводится диффе-ренцированно, в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.
Наибольшую группу детей с ТНР составляют дошкольники с так называемым общим недоразвитием речи.
Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается особая форма аномального речевого развития, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической при отсутствии умственной отсталости и дефектов слуха.