· · · · · · · - звуковые схемы,
O O O O O O O
o и а
м · · · й · а - звукобуквенные схемы;
O? O | O? | O? |
O? O | O? | O? |
o | и | а |
м · · | · й | · а |
_______ ______ ______ -слоговая схема;
_______ ______ ______ - слогобуквенная схема;
о и а
O? OO?O? - слогозвуковая схема;
O? OO?O? - слогозвукобуквенная схемы.
о и а
м · · | · й | · а |
Используемые обозначения:
O ▲OO▲OO - обозначение орфограммы («опасного места» в слове).
O - отдельный звук речи;
· - звук в схемах, не предусматривающих акустических характеристик;
? - гласный звук (закрашивается красным цветом);
— изображение слова (допускается обозначение глаголов двумя параллельными чертами);
___графическое изображение слога;
— разделительная линия между слогами;
▲— опасное место в слове — орфограмма (закрашивается соответственно красным, синим или зеленым цветом либо остается незакрашенной).
При обучении детей построению схем целесообразно одновременно знакомить их и с соответствующими названиями, показывая тем самым, что в них содержится план действий: названия могут меняться и зависимости от последовательности действий.
|
|
Например, звукобуквослоговая схема слова моржиха строится следующим образом:
1) чертим звуковую схему слова: О О О О О О О;
2) находим гласные и обозначаем их красным цветом;
O? O O? O?;
3) обозначаем буквами звуки, заданные учителем:
O? O O? O?;
м р ж х
О
4) делим слово на слоги: O? O O? O?;
м р ж х
При составлении звукослогобуквенной схемы ученики после изображения количества звуков и обозначения гласных делят слово на слоги, затем вписывают заданные учителем буквы.
Построение буквозвукослоговой схемы осуществляется в том, когда слово записывается буквами, а на месте незнакомых детям звуков, орфограмм или звуков, заданных учителем, они изображают кружок или точку.
Составление схем всех видов может осуществляться аналитическим или синтетическим способом. В первом случае учитель называет слово целиком, ученики делят его на слоги или звуки, затем чертят заданную схему. Во втором — учитель называет последовательно звуки или слоги, ученики изображают их графически, затем прочитают получившееся слово.
Если работа не предполагает качественного анализа звуков, их можно изображать точками. Если же предстоит дать характеристику и обозначить их соответствующим цветом, то изображаются кружки.
Построение схем может выполняться с опорой на фонетическое восприятие или на фонематическое представление. В первом случае речевой материал (слово, слог, звук) произносится вслух, что также создает условия для обучения письму под диктовку. Во втором — ученикам на короткое время предъявляется предметная картинка или написанное слово, они воспроизводят слово во внутренней речи и чертят его схему (упражнения для подготовки к молчаливому письму «про себя»).
|
|
Таблица 4
Технологический план введения учеников в фонематический анализ
№ п/п | Технологическое звено | Примерные сроки | |||
Модуль«3вуки речи» | 1 класс | ||||
11.1 | Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукамкак явлению окружающего мира. Осмысление информационной значимости звуков и способа их образования | 2-я или 3-я неделя сентября | |||
11.2 | Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи | 3-я или 4-е недели сентября | |||
11.3 | Определение количества звуков(в группах из двух-трех звуков) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты | 1-я или 2-я неделя октября | |||
11.4 | Классификация звуков по способу произнесения — наличие или отсутствие преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту | 3-я неделя октября | |||
Модуль «Гласные звуки» | |||||
22.1 | Понятие «гласный звук». Формирование и закрепление связи «звук — отсутствие преграды — гласный звук». Выделение гласных из группы изолированных звуков | 4-я неделя октября | |||
2.2 | Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование и закрепление связи «звук - | 1 – 3-я недели октября | |||
отсутствие преграды — гласный звук — красный цвет». Определен116 количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трехсложных словах | |||||
Слог. Слоговой анализ (с опорой на количество гласных звуков в слове) и синтез. Слоговые схемы слова. Графические диктанты | 2-я неделя ноября | ||||
Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Упражнения в определении ударного гласного в слове | 1-я неделя декабря — май | ||||
Понятие «безударный гласный звук». Безударная позиция звуков [а], [и] — опасное место в слове. Упражнения и поиске безударных гласных [а], |и] в словах и обозначении их как опасного места | 2-я неделя декабря — май | ||||
Модуль «Согласные звуки» | |||||
3.1 | Понятие «согласный звук». Формирование и закрепление связи «звук — наличие преграды — согласный звук» | 4-я неделя ноября | |||
3.2 ■—— 3.3 | Мягкие и твердые согласные звуки. Упражнения в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков. Обозначение мягких и твердых согласных звуков в схемах слов Формирование связей «звук — наличие преграды — твердое звучание — синий цвет»; «звук — наличие преграды — мягкое звучание — зеленый цвет» | 1 -я неделя декабря — май | |||
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь | 3-я неделя декабря — май | ||||
Звонкие и глухие согласные. Упражнения в классификации согласных звуков по звонкости — глухости. Освоение понятия «парные согласные звуки» | 1-я неделя декабря — май | ||||
Наблюдение слабой позиции звонких согласных звуков на конце или в середине слова перед глухими согласными | 2-я неделя января — май | ||||