Компенсация, коррекция, реабилитация и интеграция как категории специальной психологии

Дефект и компенсация. Компенсация. Уровни реализации компенсаторных процессов. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Психическое развитие и деятельность.

Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение.

Приоритетные направления коррекционно – педагогической работы в современном образовательном пространстве. Концепция специальной и психологической помощи в системе образования и пути ее реализации. Принципы психологического сопровождения ребенка с различными нарушениями в развитии: комплексный характер помощи, выявление ведущих дефектов при опоре на имеющиеся возможности развития и обучения. Значение семьи в реабилитации детей и подростков с отклоняющимся развитием. Отношение общества к лицам с ограниченными возможностями. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество. Психолого – педагогические, морально – этические и экономические условия эффективной интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

Формирование тифлопсихологии в западной и отечественной дефектологии

Понятие тифлопсихологии. Объект и предмет тифлопсихологии. Практические и теоретические задачи тифлопсихологии. Методы тифлопсихологии. Изучение закономерностей и особенностей развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов психики, изучение возрастных аспектов развития детей с недостатками зрения – основные задачи тифлопсихологии.

Формирование научной психологии незрячих в западной и отечественной дефектологии. Два теоретических подхода к психологии слепых: подчеркнутая специфика психологии слепых и позиция сближения психологии слепых и зрячих в процессе развития.

Специфика психического онтогенеза детей со сложными недостатками развития

Психологическая характеристика детей с различными вариантами сочетанных дефектов: нарушение зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: