Приемы и методы повышения умственной работоспособности

При преодолении дистанции на соревнованиях по ориентированию в ка­ждом конкретном случае правильное решение принимается на основе раци­онального мыслительного процесса. Как ни парадоксально, но абсолютное большинство спортсменов не обращают внимания на возможность развития умственной работоспособности.

Умственная работа отличается от физической прежде всего тем, что она требует относительно небольших энергетических затрат, но она также мо­жет быть тренируема и подчиняется закону адаптации.

Умственная деятельность характеризуется сложной аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышле­нии, извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и дол­говременной памяти. Если нет тренировки мыслительной деятельности, то и нет ее развития. В спортивном ориентировании в настоящее время интел­лект становится важным средством достижения высокого результата.

Спортсменам-ориентировщикам можно рекомендовать ряд приемов и методов повышения умственной работоспособности:

1. Рациональный режим дня, отдыха, сна.

2. Постоянная интенсивная умственная работа, чередуемая с занятиями более низкой интенсивности.

3. Обязательные периодические экстремальные усилия в умственной ра­боте до глубокого утомления с последующим восстановлением.

4. Регулярные тренировки мыслительной деятельности должны начинаться с раннего возраста и продолжаться до конца занятия спортивным
ориентированием.

5. Виды тренинга: запоминание текстов, цифр, стихов, спортивных
карт, решение различных интеллектуальных задач (математических, игровых, специальных), кроссвордов, криптограмм и т.п.

6. Рациональное и полноценное питание. Интеллектуальная деятельность более продуктивна, если питание отвечает следующим требованиям: полноценности, сбалансированности и оптимальности. Поэтому рацион пи­тания спортсмена-ориентировщика должен быть достаточно калорийным. В общем количестве потребляемых калорий (не более 3000-3500 ккал в су­тки) доля белков должна составлять 18-22%, жиров — 15-18%, углеводов - 55-60%. Спортсмену- ориентировщику достаточна обыкновенная, разно­образная пища. Более полноценным питание будет при употреблении све­жих овощей и фруктов, зерновых изделий, мяса, рыбы, птицы, молока, бо­бовых (горох, бобы), соков без добавления сахара, киселей.

При питании в день соревнований рекомендуются быстро усвояемые, ма­ложирные кушанья (каши, вареные овощи, бананы, вода). В последние ми­нуты перед стартом прием сахара нежелателен, углеводы лучше принять в удобное время до соревнований. Жидкостное равновесие необходимо обеспе­чить заранее, питьем сверх чувства жажды (особенно в жаркую погоду). Не исключается небольшой прием пищи среди ночи перед соревнованиями.

После соревнований запасы энергии пополняются обильным потреблени­ем продуктов, содержащих углеводы. Утрату жидкости восполняют сразу после соревнований. Такой подход также значительно ускоряет восстанови­тельные процессы в организме спортсмена.

7. Применение препаратов, повышающих общую умственную работоспособность. Все препараты, стимулирующие кровообращение в мозге или сердце, в той или иной мере повышают мыслительные процессы. К наибо­лее простым препаратам, обладающим эффектом улучшения умственной работоспособности, относится хлористый калий, который содержится в пло­дах и фруктах, особенно в кураге и изюме.

Большим восстанавливающим действием обладает оротат калия. Рибок­син — стимулирует энергообмен в тканях, в том числе мозге, сердечной мышце и вообще в клетках мышечной ткани, а также синтез нуклеиновых кислот и белков. Этот препарат значительно повышает умственную работо­способность.

Ряд препаратов растительного и животного происхождения также повы­шает умственную работоспособность. К ним относятся настойка лимонника, заманихи, корня женьшеня, экстракт левзеи, элеутероккока и пантокрин.

Необходимо строго соблюдать основные принципы применения фармакологических средств:

1.Фармакологические препараты назначает только врач в соответствии
с конкретными показаниями. Тренерам категорически запрещается самостоятельно назначать фармакологические препараты.

2. Необходима предварительная проверка индивидуальной переносимости препарата.

3. Недопустимо применение фармакологических средств восстановления и повышения работоспособности (кроме витаминов) в пубертатный период
развития организма юного спортсмена.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкульту­ра и спорт, 1983.

2. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие.- Волго­град: ВГИФК, 1983.

3. Волков В.Н. Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1977.

4.Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учебное пособие.- Смоленск: СГИФК, 1998.

5. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.- Смоленск, 1998.

6. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

7. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. — М.: Физкультура и спорт, 1981.

8. Ермаков В.В., Солодухин О.Ю., Савельев А.А. Техника коньковых лыжных ходов: Учебное пособие.- Смоленск: СГИФК, 1988.

9. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентирова­нию. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

10. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.: Физкуль­тура и спорт, 1985.

11. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М ..: ЦДЮТур, 1997.

12. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников.- М.: Физ­культура и спорт, 1984.

13. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. - М.: ФСО РФ, 1997.

14. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступням ГТО. - М.: Физ­культура и спорт, 1989.

15. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.- М.: Физкультура и спорт, 1980.

16. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1990.

17. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. - М.: ЦДЮТур, 1996.

18. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 1997.

19. Журнал «Азимут» Федерации спортивного ориентирования России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: