Нарушения психической деятельности душевнобольных принимают различный характер. В психологических исследованиях анализу подвергаются, как правило, расстройства познавательных процессов /в основном мышления/, незначительное число работ посвящено анализу нарушений личности.
Следует, однако, подчеркнуть, что анализ нарушения психики в параметрах познавательной и личностной сферы не является исчерпывающим. Неправильно сводить все многообразие психических нарушений к изменению системы познавательных процессов или нарушениям мотивов.
У ряда больных психологический эксперимент не обнаруживает измененной системы понятий. Больные осмышляют задания, требующие синтеза, обобщения. Ассоциации больных носят адекватный характер, не изменено и отношение больного к ситуации эксперимента. Вместе с тем, больные не могут в конкретной работе длительно удерживать правильный способ действий, допускают ошибки. В этих случаях можно говорить о нарушении умственной работоспособности больных.
В более широком плане этой проблеме посвящены исследования психологов Института экспертизы трудоспособности, выявивших различные факторы, лежащие в основе нарушения трудоспособности больного. Еще в 1936 году В.М. Коган выдвинул положение о том, что у многих больных основным фактором, снижающим работоспособность, является сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды. При этом оказалось, что больные сохраняют в основном навыки и умения, необходимые для однократных умственных действий. Этот факт послужил основанием для поисков особых экспериментальных приемов исследования.
Проблеме нарушений трудоспособности посвящено интересное исследование Э.А. Коробковой, в котором она определяет работоспособность как возможность длительной систематической общественно полезной деятельности и приводит классификацию проявлений нарушенной трудоспособности: нарушение целенаправленности, произвольности, нарушение объема и регуляции усилий и нарушение динамики деятельности.
Здесь мы остановимся не на нарушениях работоспособности в широком смысле этого понятия, а конкретно на нарушениях умственной работоспособности, которые являются следствием истощаемости /по классификации Э.А. Коробковой, это ближе всего к нарушениям динамики деятельности/. Приобретенные в прошлой жизнедеятельности человека навыки, его интеллектуальные операции остаются нередко сохранными, а между тем больной не в состоянии выполнить те умственные задания, которые требуют длительных и устойчивых усилий.
Нарушение умственной работоспособности находит свое выражение в ряде проявлений и принимает нередко характер нарушений как бы отдельных психических процессов: памяти, колебаний внимания. Если таким больным предложить заучивать двадцать слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя носит ломанный характер.
Аналогичные результаты получаются и при исследовании больных с помощью пробы Крепелина. Кривая, изображающая количество допущенных ошибок, носит также ломанный характер, свидетельствует о прерывности и лабильности продуктивности больных.
Подобные колебания выявляются как при исследовании сложных форм психической деятельности, так и при анализе элементарных ее проявлений, например, при исследовании темпа сенсомоторных реакций. В.И. Васильева использовала для выявления особенностей темпа сенсомоторных реакций методику отыскивания чисел по таблицам Шульте. В эксперименте больному предлагалось последовательно пять таблиц, на которых вразброс расположены числа от одного до двадцати пяти. Больной должен показывать и называть числа по порядку.
Исследовательница показала, что суммарное время, потраченное на отыскивание чисел у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, по сравнению с нормой резко завышено. Однако детальный отсчет времени каждой отдельной поисковой реакции свидетельствует о том, что эта общая замедленность объясняется наличием отдельных чрезмерно длительных поисковых действий в ряду других, нормально быстрых.
Как правило, отыскивая числа в нормально быстром темпе, больные внезапно «теряют» очередное число, то есть смотрят на него и не видят, иногда утверждая, что такого числа на таблице вообще нет. Другими словами, замедленность темпа выполнения задания оказывается в действительности итогом крайней неравномерности темпа отдельных операций.
Другим чувствительным индикатором изменения сенсомоторных реакций больных были данные, полученные при исследовании зрительно-моторной координации больных. Методика исследования заключалась в том, что испытуемый должен был научиться очень точно рассчитывать свои нажимы на резиновую грушу для того, чтобы осуществить заданное движение под контролем действия. Запись движений производилась чернилами на ленте кимографа.
Обнаружилось, что у больных, в клинической характеристике которых отмечались психические нарушения артериосклеротического генеза, кривая носила толчкообразный характер. Больные правильно осуществляли заданное им движение по силе и скорости, однако нажимы их не были плавными.
Толчкообразность кривой отражает замедление и непропорциональную внешним условиям силу коррекционных импульсов.
Подобная прерывистость психических процессов, неустойчивость ее динамики, связанная, очевидно, с колебаниями коркового тонуса, нередко приводит к нарушениям и более сложных форм интеллектуальной деятельности - к непоследовательности суждений.
Характерная особенность этого нарушения заключается в неустойчивости уровня выполнения задания. Уровень обобщения в основном не снижен, больные правильно усваивают инструкцию, хорошо анализируют и синтезируют материал, понимают переносный смысл пословиц и метафор. Однако адекватный характер суждений больных неустойчив. Выполняя экспериментальное задание, больные не удерживают правильный способ действий в течение длительного времени. Правильные способы выполнения задания чередуются с ошибочными.
Так, одна больная правильно выделяет в задании на классификацию предметов группы людей, растений и тут же откладывает отдельно цветок, к которому присоединяет жука, мотивируя: «Он всегда на цветах сидит». Точно так же, выделив группу мебели, она относит туда бутылку и стакан: «Они стоят в шкафу». На замечание экспериментатора: «Подумайте» - отделяет стакан от мебели: «Это посуда». Сама убирает жука из группы цветов, присоединяет его к группе животных, объясняя: «Туда же можно рыб и птиц - это же все живые».
У других больных ошибочные действия вызываются их забывчивостью. Так, выделив группу по правильному обобщенному признаку, больные начинают выделять аналогичную группу. Например, больной, выделив группу растений, в которую входили и овощи, и цветы, и фрукты, тут же начинает выделять еще одну группу растений. Такие выделения одноименных групп являются наиболее типичными. Аналогичные ошибочные действия и суждения выступают и при выполнении других методических приемов, установлении аналогии отношений.
Нередко правильное, адекватное выполнение задания прерывается внезапно наступающими колебаниями эмоционального состояния больных. Небольшая допущенная ошибка, неосторожное замечание экспериментатора по ее поводу дезорганизуют правильное выполнение задания.
Колебания умственной работоспособности больных приводят их к неправильным решениям задач и неадекватным суждениям. Однако последние возникают периодически и не свидетельствуют о стойком снижении интеллектуальных возможностей больных, о распаде их синтетической деятельности. Ошибки мышления возникают у больных потому, что отдельные правильные суждения не доводятся до конца. Они обрываются, отдельные этапы забываются и не складываются в единую стройную цепь рассуждений.
Подобные нарушения не могут быть объяснены нарушением системы понятий. Они носят динамический характер. Больные правильно намечают ход суждений, некоторое время он идет в рамках заранее установленной программы, однако больной не в состоянии прочно удержать ее. Подобные раздражители легко нарушают эту адекватную программу действий.
Следует отметить, что колебания умственных достижений больных выявляются не при всех экспериментальных заданиях. Они могут не выступить при выполнении даже сложных, но одноактных проб и обнаруживаются больше всего при решении многоактных задач, требующих учета и удержания нескольких признаков. Например, при сосудистых заболеваниях головного мозга происходит сужение объема восприятия, что приводит к затруднениям при необходимости совместить несколько признаков.
При невыраженной степени заболевания подобная непоследовательность суждений поддается коррекции. Часто экспериментатору бывает достаточно спросить больного, что он делает, привлечь его внимание к ошибкам, чтобы больной самостоятельно и легко исправил их.
Особенно резкие колебания уровня достижений обнаруживаются при выполнении заданий, которые требуют длительного удержания направленности мысли и постоянного оттормаживания несоответствующих связей. При анализе природы колебаний уровня умственных достижений, прежде всего, встает вопрос об их зависимости от сложности задания.
Многочисленные исследования показывают, однако, что неравномерность умственных достижений больных вызывается не сложностью материала и не затруднениями при его организации. Любой вид деятельности может быть на какой-то отрезок времени доступен больному, и через некоторое время выполняться с большими или меньшими трудностями. Один и тот же эксперимент обнаруживает то высокий уровень достижений больного, логически выдержанный ход его мыслей, то непоследовательность суждений.
Эти факты имеют принципиальное значение. Они свидетельствуют о том, что колебания умственных достижений при выполнении самых различных задач являются проявлением более общего нарушения - неустойчивости умственной работоспособности больных. Именно колебания умственной работоспособности приводят к тому, что одни и те же больные кажутся то людьми полноценными, адекватно мыслящими и действующими, то производят впечатление людей, действия которых лишены целенаправленности. Подобные нарушения чаще всего встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга в ранней стадии болезни.
Подобные колебания являются, очевидно, проявлением быстро наступающего истощения психических процессов больных. Эта истощаемость своеобразна, ее следует отличать от обычной истощаемости, которая наблюдается у здорового человека. В последнем случае наступает замедленность темпа работы, нарастание количества ошибок к концу эксперимента. Об этом свидетельствуют эксперименты со здоровыми испытуемыми /взрослыми и детьми/. Так, если здоровый испытуемый утомлен, он будет медленнее выполнять классификацию предметов, но будет выполнять ее на адекватном для него уровне. Истощаемость же психических процессов обсуждаемых больных обусловливает временное изменение самого качества их умственных достижений, уровня их умственной деятельности.
Можно предположить, что в основе подобной истощаемости лежит ослабление функционального состояния корковой динамики, снижение тонуса коры, которое выражается в разлитом торможении, названном И.П. Павловым «охранительным». Это тормозное состояние носит функциональный характер, оно является преходящим, но все же оно приводит к временному ослаблению работоспособности человека.
Ряд клинических симптомов, которые выглядят как нарушение отдельных изолированных психических процессов, по существу являются по-разному оформленными проявлениями нарушений работоспособности. Так, когда больные жалуются, что они забывают прочитанное или выполнить поручение, это выглядит как нарушение памяти; когда больные отмечают, что побочные малозначащие факты /разговор соседей, тихо говорящее радио/ мешают им работать, это выглядит как «распыление» внимания. В действительности все эти симптомы являются проявлением одного нарушения - чрезмерно легко наступающей истощаемости, приводящей к изменению умственной работоспособности.
Умственная работоспособности может быть также нарушена вследствие быстрого пресыщения, феномена, близкого по своему проявлению к истощаемости, но все же имеющего иную психологическую характеристику. Понятие «пресыщение» было введено К. Левиным для обозначения состояния, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его им заниматься.
В этих случаях возникают изменения в деятельности испытуемого, «вариации» заданного действия. Так, если испытуемому приходится выполнять монотонное задание, например, чертить черточки, это действие прерывается привнесением вариаций. Испытуемые отвлекаются на время от основной цели задания, выполняют какие-то другие действии, не относящиеся к делу /начинают посвистывать, петь, сама внешняя сторона действия меняется - черточки становятся больше, меньше, меняются конфигурации/. Эти вариации рассматриваются как показатель наступающего пресыщения, то есть как фактор, прерывающий целенаправленность деятельности.
Симптом пресыщения не связан с утомлением. О соотношении утомляемости, работоспособности и заболевания писалось достаточно много. Первый, кто акцентировал внимание на этой проблеме, был Е. Крепелин, который установил значение таких факторов, как упражняемость, врабатываемость, утомляемость для анализа работоспособности личности. Е. Крепелин и его последователи показали, что во всякой работе можно различить несколько фаз: врабатываемость в задание, упражняемость и истощаемость. Симптомы пресыщения не сводимы к этим факторам. Пресыщение относится к тем психическим явлениям, к которым применима характеристика отношения личности к выполняемой работе. Об этом свидетельствуют такие факты. При изменении смысла работы /например, если дается новая инструкция, что этим экспериментом исследуется «выдержка» испытуемого/ вариации исчезают.
Симптомы пресыщения /вариации, сопутствующие действия/ выступают у здоровых испытуемых не сразу. Они появляются через более или менее продолжительный промежуток. При некоторых формах заболеваний симптомы пресыщения наступают довольно быстро.
Колебания умственной работоспособности могут возникать вследствие совершенно иного фактора - тенденции к чрезмерному опосредованию.
Дело в том, что больные, у которых отмечается снижение умственной работоспособности, в основном личностно сохранны. Они замечают свои ошибки, пытаются их скомпенсировать. При этом иногда возникает чрезмерное стремление опосредовать поведение и свои действия. Особенно четко это выявляется в опыте на опосредованное запоминание по методу пиктограмм.
Сам факт опосредования какого-либо действия является адекватным способом психической деятельности здорового человека. Несмотря на то, что сам акт опосредования отвлекает на себя усилия субъекта, оно /это опосредование/ не разрушает ни целостности усвоения, ни логического течения суждений и умозаключений человека.
Усилия же больных столь резко направлены на приемы компенсации, на постоянное отыскивание «костылей», что нарушается целостность восприятия, гармоничность протекания интеллектуального процесса больного. Повышение стремления больного опосредовать и корригировать свои действия затрудняет выполнение умственной работы, придает ей характер прерывистости.
Проблема нарушений работоспособности имеет большое значение при решении практических задач клиники и педагогики. Нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим усвоением знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека, которая может быть восстановлена под влиянием терапевтических и коррекционно-педагогических воздействий. Из-за временно наступающих колебаний тонуса активности нарушается адекватный характер деятельности. Вместе с тем, эта проблема имеет известный теоретический интерес: более подробный анализ изменений работоспособности позволяет подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения и может служить показателем при проведении восстановительной работы при выработке трудовых рекомендаций, при психотерапии.