Умственный труд. Глава 2. Виды трудовой деятельности человека

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Контрольные вопросы

1. Какой труд будет преобладать в XXI веке?

2. Что такое умственный труд?

3. Кто такие интеллигенты?

4. Что является продуктом умственного труда?

5. Что такое интеллект, что входит в понятия базисного и текучего интеллекта?

6. В чем недостаток традиционного образования?

7. Какие виды умственного труда вы знаете?

8. Что относится к шаблонному или стереотипному труду?

9. Что относится к эмоционально - умственному труду?

10. Какую трудовую деятельность можно отнести к творческому умственному труду?

11. Чем характеризуется традиционное информационное образование?

12. Какие характерные черты творческого образования?

13. Что составляет суть обучения?

14. Чем образование отличается от обучения?

15. Какие психологические установки должны лежать в процессе образования?


Истинное сокровище – умение трудиться.


Какое место занимает умственный труд в трудовой деятельности человека?

В зависимости от характера нагрузки выполняемая работа может быть физической или умственной. При физическом труде выделяют динамическую и статическую работу. Динамическая работа имеет место тогда, когда в физическом смысле происходит преодоление сопротивления на определенном расстоянии. Статическая работа происходит без укорочения мышцы или после ее начального укорочения, когда работающее звено тела не преодолевает расстояния.

Умственная работа включает два компонента:

· мыслительный;

· эмоциональный.

Мыслительный компонент преобладает в том случае, когда работа затрагивает, прежде всего, интеллектуальные способности человека (виды деятельности, требующие решения математических задач, обдумывания производственной ситуации и принятия решения, концентрации внимания, обработки материалов).

Эмоциональный компонент преобладает в стрессовых ситуациях, при необходимости решения проблемной задачи в короткие сроки и сопровождается выраженными вегетативными реакциями (вегетативные компоненты эмоций).

В каждом виде трудового процесса есть элементы физического (при котором совершается мышечная нагрузка) и умственного труда. Как мы уже убедились, важнейшим психическим процессом, обеспечивающим умственную деятельность, является интеллект. Основу его составляют умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает в себя процессы приобретения и усвоения знаний, способность к решению нестандартных задач.

Другими психическими процессами и факторами, необходимыми для успешной интеллектуальной деятельности и формирующими интеллект, являются память, внимание, речь, умственная работоспособность. Основой для высокой умственной работоспособности являются такие стороны психической деятельности, как эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер.

Трудовая деятельность человека является основой его существования и протекает в конкретной среде, поэтому физиологов, психологов, гигиенистов в области эргономики труда интересуют условия труда.

Условия труда и их классификация

Условия труда - это совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье.

Факторы подразделяются на 4 группы:

1. Санитарно-гигиенические:

а) микроклимат:

· температура воздуха;

· влажность воздуха;

· скорость движения воздушного потока;

б) освещенность рабочего места;

в) уровень шума;

г) запыленность (интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами);

д) химические компоненты (загазованность);

е) наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников.

2. Психо-физиологические:

· режимы труда и отдыха;

· тяжесть и напряженность труда;

· рабочие позы;

· величину нагрузки на скелетную мускулатуру и ЦНС;

· интенсивность загрузки мозга поступающей информацией;

· характер принятия решения;

· степень риска и др.

3. Социально-экономические:

· социальная защищенность работающего;

· заработная плата;

· покупательская способность;

· обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами;

· длительность отпуска и др.

4. Эстетические:

· интерьер рабочего помещения;

· форма и цвет изделия, с которым приходится работать;

· форма, цвет, фасон рабочей одежды и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: