Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют «специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды» (А. Е. Личко, 1983,1999).
Эти личностные реакции, проявляющиеся у детей и подростков преимущественно в нарушении поведения, еще недостаточно изучены и, по справедливому замечанию В. В. Ковалева (1979, 1995), больше известны педагогам, чем клиницистам.
Дело, конечно, не в том, что клиницисты не проявляли к возрастным ситуационно-личностным реакциям должного интереса. Подобного рода реакции описывались психиатрами в разное время под различными названиями: «Характерологические и ситуационные реакции детского возраста» (Т. П. Симеон, 1935), «Общие аффективные реакции ребенка» (Michaux, 1950), «Неврозы характера» (А1Ы, 1958), «Психоневротические расстройства поведения» (Stutte, 1960), «Патологические реакции в переходные возрастные периоды» (Г. Е. Сухарева, 1959), «Ситуационно-личностные реакции» (В. Т. Кондрашенко и соавт., 1967), «Адаптивные реакции» (Г. К. Ушаков, 1978) и т. д.
|
|
В последние десятилетия в нашей стране наиболее широкое распространение получили понятия: в психиатрии детского возраста — «психогенные характерологические и пато-характерологические реакции» (В. В. Ковалев, 1973, 1981); в подростковой психиатрии — «специфически-подростковые поведенческие реакции» (А. Е. Личко, 1973, 1983, 1999).
Многочисленность терминов, используемых для обозначения одного и того же понятия, уже сама по себе
свидетельствует о недостаточно четком понимании сущности этих своеобразных личностных реакций, стоящих на грани нормы и патологии.
Психологические личностные реакции в ответ на трудную жизненную ситуацию возможны и у взрослых. Ф. А. Ибрагимбеков (1970) описывает у взрослых реакции отчуждения, смирения, аутизации, депривации и реакции, которые Эмиль Дюркгейм обозначил термином «аномиз» (в основе их лежит «утрата смысла жизни в результате конфликта с обществом»). А. Г. Амбрумова (1983) выделяет 6 типов непатологических ситуационных реакций: дезорганизации, демобилизации, пессимизма, эмоционального дискомфорта, оппозиции и отрицательного баланса. По мнению Г. К. Ушакова (1978), подобного типа реакции «раскрывают особенности характера» у акцентуированных личностей.
Ситуационные нарушения поведения у детей и подростков с трудом поддаются обычному психологическому анализу, так как социально-психологические факторы в них тесно переплетаются с психопатологическими.
Подросток не выполняет требований родителей, без спроса уходит из дому, часто пропускает школьные занятия, дерзит взрослым, да к тому же еще «связался» с компанией подобных ему сверстников... Такое поведение может быть психологической реакцией здорового подростка в ответ на трудную ситуацию в семье или школе, но может быть и проявлением психических расстройств (психопатия, психогения, инициальный период шизофрении и т. п.).
|
|
Следует также помнить о психической и социальной незрелости подростка, делающей его реакцию на ситуацию своеобразной, не всегда понятной для взрослого. Но говорить о болезненном состоянии в таких случаях нужно с большой осторожностью, так как для постановки диагноза, помимо чисто психологических, нужны еще и медицинские критерии.
Некоторые авторы (Г. К. Ушаков, 1978) вообще не относят ситуационно-личностные реакции к области патологии, а считают их проявлением процесса адаптации личности. В то же время в англо-американской и немецкой психиатрической литературе подобного рода реакции у детей и подростков расцениваются только как патологические (С. Hodgman, 1983).
В отечественной психиатрии, благодаря работам Г. Е. Сухаревой (1959), В. В. Ковалева (1979), А. Е. Личко (1983) и многих других авторов, сформировался дуалистический подход к пониманию природы ситуационно-личностных реакций у детей и подростков. Выделяют психологические и патологические реакции, проявляющиеся нарушением поведения. Первые представляют собой вариант нормы, вторые — форму патологических (непсихотических и психотических) нарушений.
Под психологической (характерологической) ситуационно-личностной реакцией понимают преходящие, ситуационно обусловленные отклонения в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школа и т. п.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к временному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами.
Основными критериями перехода психологических реакций в патологические В. В. Ковалев (1981, 1995) считает:
1) распространение реакции за пределы той ситуации и микросреды, где они возникли;
2) утрату психологической понятности поведения;
3) присоединение невротических расстройств (колебания настроения, раздражительность, истощение, нарушения сна, соматовегетативные расстройства).
Чаще всего патологические реакции развиваются из психологических, иногда же, особенно у подростков с премор-бидной отягощенностью, они с самого начала носят патологический характер.
Сходные критерии в отношении патологических «подростковых поведенческих реакций» формулирует А. Е. Личко (1983,1999), по мнению которого патологическая реакция отличается от вариантов нормального поведения подростка:
1) склонностью к генерализации, т. е. способностью возникать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами;
2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок;
3) склонностью превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый той категорией сверстников, с которой растет подросток, и той группой, к которой он принадлежит;
4) склонностью приводить к социальной дезадаптации.
К указанным критериям целесообразно еще добавить снижение критического отношения к своему поведению, так как именно этим объясняется, на наш взгляд, и склонность превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый в норме, и свойство патологических реакций приводить личность к социальной дезадаптации.
В. В. Ковалев (1979) патологические ситуационно-личностные («патохарактерологические») реакции, наряду с неврозами и реактивными психозами, относит к группе психогенных (реактивных) заболеваний. По его мнению, они занимают промежуточное положение между психогенными реакциями и патологическими формированиями (развития-ми) личности.
|
|
Единой общепринятой систематики описываемых ситуационно-личностных реакций у детей и подростков не существует.
Классификация Jenkins (1969), принятая Американской психиатрической ассоциацией, включает в себя семь разновидностей нарушений поведения: гиперкинетическую реакцию, реакцию «ухода в себя» («withdrawing»), реакции тревоги, бегства, «несоциализированную агрессию», групповые правонарушения и прочие виды реакций.
Французские психиатры (Heuyer et al., 1934; Michaux, 1950, и др.), обозначая сходную группу личностных реакций у детей как «общие аффективные реакции», делят их на следующие формы:
1) реакция отказа;
2) протеста (оппозиции);
3) имитации;
4) компенсации и
5) гиперкомпенсации.
Известны классификации нарушений поведения у детей и подростков Stutte (1960), Nissen (1977), Hodgman (1983) и др.
На наш взгляд, все указанные классификации страдают сходными недостатками. Во-первых, большая часть из
известных зарубежных классификаций носит чисто описательный характер (Jenkins, 1969) или представляет собой компиляцию известных психопатологических синдромов (Stutte, 1960). Во-вторых, все ситуационно-личностные реакции, проявляющиеся нарушением поведения, рассматриваются в них только как патологические. И наконец, ситуационные реакции как форма реагирования личности на воздействие окружающей социальной среды обычно смешиваются в них с девиантными формами поведения как социально-психологическим явлением.
В отечественной психиатрической и клинико-психоло-гической школе благодаря работам Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербикова (1961), В. В. Ковалева (1979) и др. в качестве основы для систематизации ситуационно-личностных реакций у детей взята классификация французских авторов (Michaux, 1950, и др.), которая включает в себя реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.
|
|
В подростковом возрасте, наряду с указанными, выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения и обусловленные сексуальным влечением (А. Е. Личко, 1973). Мы дополнительно выделяем реакции, обусловленные формирующимся самосознанием, а в их рамках: 1) реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности, к своему физическому «я», и 2) реакции, связанные с пристальным вниманием к своему внутреннему миру.
2.2. Реакции, свойственные преимущественно детям
Описанные в этом разделе реакции чаше всего бывают у детей, но в определенных условиях встречаются и у подростков. Особенно часто они отмечаются в младшем подростковом возрасте, у подростков с явлениями психического инфантилизма и резидуальными органическими поражениями головного мозга.
2.2.1. Реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к контактам с окружающими. Дети отличаются малообщительностью, общей заторможенностью, нередко испытывают чувство отчаяния, страх перед всем
новым, отказываются от пищи, привычных игр, не отвечают на вопросы, стремятся к уединению.
Реакция отказа часто возникает у детей при внезапном отрыве их от родителей, семьи, привычной обстановки (помещение в детский сад, больницу, детдом, в чужую семью и т. п.).
По наблюдениям А. Е. Личко (1983), подобные реакции нередко появляются у инфантильных и конформных подростков, когда их насильно отрывают от привычной для них обстановки (семья, компания сверстников), круто меняют стереотип жизни.
2.2.2. Реакция оппозиции. Выделяют реакции активной и пассивной оппозиции.
Активная оппозиция может выражаться в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем поведении, категорических отказах выполнять какие-либо поручения. Иногда такая реакция сопровождается плачем, бранью, разрушительными и даже агрессивными действиями.
Психологическая реакция оппозиции возникает в условиях психотравмирующей ситуации и направлена на определенных лиц, которых ребенок считает обидчиками и виновниками его переживаний. Такие реакции обычно бывают кратковременными и не склонны к фиксации.
Патологические реакции этого типа отличаются разнообразием и интенсивностью проявлений. По сравнению с психологическими, они более продолжительны, выходят за пределы той микросреды, в которой возникли, и могут быть направлены не только на «обидчиков», но и на других людей.
В рамках патологических реакций активной оппозиции выделяют острые эксплозивные реакции, сопровождающиеся аффективным сужением сознания, двигательным возбуждением и выраженными вегетососудистыми нарушениями (В. В. Ковалев, 1979, 1995). Медленно накапливающаяся обида, наоборот, нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных поступках. Чтобы отомстить «обидчикам», дети и подростки портят их одежду, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами, крадут вещи, принадлежащие обидчику, и т. п. В этом стремлении «делать все назло» дети и подростки бывают очень изобре-
ательны и настойчивы, что дало основание некоторым авторам (Duche et al., 1958) говорить о «псевдоперверсивном» поведении, напоминающем поведение лиц с нарушениями влечений.
В. В. Ковалев (1979, 1995) основными отличительными признаками реакций активной оппозиции от истинной патологии влечений считает: 1) определенную направленность и осознанность (месть обидчику) неправильного поведения; 2) относительно быструю нормализацию поведения (обратное развитие реакции) при благоприятном для ребенка изменении ситуации.
Реакция пассивной оппозиции у детей старшего возраста и подростков чаще всего проявляется отказами от еды и выполнения тех или иных требований и поручений, уходами из дому, суицидальным поведением; у детей младшего возраста — мутизмом, рвотами, недержанием мочи и кала и другими соматовегетативными нарушениями.
Реакция пассивной оппозиции, как правило, сопровождается изменениями поведения, отражающими характер отношения ребенка или подростка к окружающим: проявления недовольства, обиды, замаскированной враждебности по отношению к «виновнику» сложившейся ситуации, утрата прежнего эмоционального контакта с ним, необщительность, капризность.
В основе реакции оппозиции лежат сверхценные переживания обиды, ущемленного самолюбия и вытекающее из этих переживаний желание отомстить обидчику или как-то наказать его.
Причиной подобного рода реакций могут быть чрезмерные, а главное, несправедливые, с точки зрения ребенка, требования, непосильные нагрузки (школа, музыка, спорт, технические кружки и т. д.), незаслуженное оскорбление или наказание.
Нередко реакция оппозиции возникает у ребенка в ответ на изменившееся к нему отношение близких. Это особенно часто бывает при рождении второго ребенка, появлении в семье отчима или мачехи. Такую реакцию могут вызывать постоянные конфликтные взаимоотношения в семье, хроническая неуспеваемость в школе.
По мнению А. Е. Личко (1983), реакция оппозиции у подростков чаще всего носит демонстративный характер, как сигнал для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу.
Наши наблюдения показывают, что истинные реакции оппозиции у подростков, как правило, лишены истерической окраски и нередко проявляются жестокими поступками, агрессией, длительными уходами из дому, хронической алкоголизацией, приемом наркотиков, попытками самоубийства.
2.2.3. Реакция имитации характеризуется стремлением во всем подражать определенному лицу или образу. Чаще всего это реальный человек, пользующийся авторитетом у ребенка, конкретный герой из книги или кино, но иногда ребенок (подросток), может подражать вымышленному герою, поведение и характерологические качества которого соответствуют его идеалам.
Принято считать, что реакции имитации присущи в основном детям, однако, по нашим наблюдениям, они широко распространены среди подростков, а иногда отмечаются и у взрослых, особенно у лиц с истерическими и неустойчивыми чертами характера. Не будучи чаще всего патологическими, реакции имитации имеют склонность к повторению и фиксации, которые со временем становятся стереотипом поведения.
Наряду с имитацией положительных качеств и поступков в детском и подростковом возрасте особенно легко и охотно копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, воровство, разврат), а также вредные привычки (курение, пьянство, употребление наркотиков). Заслуживают внимания данные Gould et al. (1986), Phillips et al. (1986) о статистически достоверном увеличении числа суицидальных действий среди детей и подростков после телепередач о суицидах и кинофильмов с демонстрацией самоубийств.
Формированию подобных реакций способствует наличие «асоциального» окружения или «асоциального» героя, который служит предметом для подражания. Запрещенность указанных форм поведения, фактор риска окутывают их облаком мнимой романтики, что, в свою очередь, способствует
фиксации реакции имитации, трансформации их в стереотип поведения.
А. Е. Личко (1973) описал у подростков реакцию отрицательной имитации. Она встречается относительно редко и является как бы негативом с модели, служащей предметом для подражания.
Так, например, подросток, отец которого алкоголик, находясь в компании сверстников с асоциальным поведением, совсем не брал в рот спиртного. Другой подросток, воспитываясь в семье, где процветало взяточничество, пьянство и разврат, вел подчеркнуто скромный образ жизни, а после окончания средней школы пошел работать на завод, отказавшись от возможности «легкого» поступления в престижный институт.
Подобные реакции представляют собой не только форму протеста, но в большей мере проявление борьбы за самостоятельность, самоутверждение и в этом смысле стоят ближе к реакции эмансипации.
2.2.4. Реакция компенсации свойственна как детям, так и подросткам и характеризуется стремлением скрыть или восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой.
Со времен А. Адлера (Adler, 1912) реакции компенсации и гиперкомпенсации рассматривают как средство психологической защиты личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. Физически слабый, феминизированный мальчик отказывается от коллективных игр, где нужна сила и ловкость, зато преуспевает в технических кружках, шахматах, выделяется начитанностью и знаниями в области точных наук. И наоборот, подросток, плохо успевающий в школе, компенсирует это успехами в спорте, художественной самодеятельности или активным участием в общественной работе.
Нередко подросток, с трудом усваивающий учебный материал, бравирует своим незнанием, подчеркнуто пренебрежительно относится к учебе, третирует отличников, систематически совершает в классе «геройские» поступки, приводящие в восхищение его менее «смелых» товарищей по классу.
Часто можно наблюдать, как подросток, лишенный авторитета среди сверстников, пытается восстановить свой престиж в группе младших по возрасту или ограничивается фантазиями замещающего характера (представляет себя отважным космонавтом, известным спортсменом, гениальным изобретателем и т. п.).
2.2.5. Реакция гиперкомпенсации. Характеризуется стремлением ребенка или подростка добиться высших результатов именно в той области, где он оказался несостоятельным.
Физически слабый ребенок посредством упорных, порой изнуряющих тренировок достигает блестящих спортивных результатов. При этом сенситивный, робкий и неуклюжий подросток выбирает такие виды спорта, где нужна смелость, ловкость, физическая сила (самбо, каратэ и т. п.). Склонные к фобиям и плохо переносящие боль испытывают себя темнотой, уходят ночью в лес одни, приучаются спать в холоде на жесткой постели.
Стремление доказать себе и окружающим свое бесстрашие нередко толкает подростков на безрассудные, опасные для жизни поступки (прыгают в воду с большой высоты, ходят по карнизам домов и т. п.).
Реакции гиперкомпенсации в зависимости от условий могут играть как отрицательную, так и положительную роль в формировании личности подростка. Желание испытать себя «на прочность», проверить свои физические и психические возможности помогает добиться успехов в учебе, спорте, труде, способствует правильному формированию самосознания и мировоззрения. Однако те же желания и стремления, ложные понятия об отваге и независимости нередко толкают на путь антисоциального поведения и правонарушений.
В ряде научных публикаций (Ю. А. Строганов, Б. Н. Алмазов, 1981, и др.) показано, что реакции компенсации и гиперкомпенсации у подростков встречаются особенно часто. Это в определенной мере объясняется присущими пубертатному возрасту высокими темпами созревания, недостаточной внутренней координированностью соматоэндокринных сдвигов, специфическими, не встречающимися ни в одном из
более ранних или более поздних возрастов, проблемами формирования структуры отношений подростка с окружающей его микросредой.