Яном ван рэйкенборгом 12 страница

5. Место и пространство бесплотны; равно как бесплотны время и природное движение.

6. Каждое из них имеет присущие ему свойства. Месту присуще содержать в себе, времени присущи промежуток и число; природе – дви-


жение, гармонии – влечение, телу – изменение, душе – созерцание своей истинной сущности.

7. Движимое движется посредством движущей силы Всебытия. Природа Вселенского Откро-вения сообщает всем вещам два вида движе-ния: один – сообразно ее собственному могу-ществу, другой – сообразно ее движущему свойству. Первый вид движения пронизывает всю совокупность мира и поддерживает его изнутри; второй побуждает его к расшире-нию и объемлет его снаружи. Два эти вида движения всегда и везде действуют вместе.

8. Природа Вселенной рождает все вещи и наде-ляет их способностью расти; с одной сторо-ны, она сеет свои собственные семена, с дру-гой – имеет в своем распоряжении материю, способную двигаться. Посредством этого дви-жения материя нагревается и становится ог-нем и водой. Огонь исполнен силы и могущест-ва, вода бездеятельна. Огонь, будучи врагом воды, заставил часть ее испариться. Там об-разовалась земля, плавающая в воде. Посред-ством постоянного испарения воды из нее, земли и огня получился пар; так родился воз-дух.

9. Затем эти стихии вошли в гармоничное соче-тание: горячее – с холодным, сухое – с влаж-ным. Из сочетания всех этих стихий родились


жизненное дыхание и семя, соответствующее жизненному дыханию, объемлющему землю. Когда жизненное дыхание проникает в лоно и не остается бездеятельным в семени, оно из-меняет семя, которое вследствие этого изме-нения прорастает и обретает размеры. Раз-растаясь, семя обретает нечто, напоминаю-щее внешнюю форму, и принимает ее облик. Эта форма, в свою очередь, становится носи-телем облика. Так все получает свое выраже-ние.

10. Поскольку жизненное дыхание в лоне не полу-чило жизненного движения, а только жизнен-ную силу роста, последняя создала гармонич-ное жизнетворное движение, дабы оно смогло стать вместилищем разумной жизни, кото-рая неделима, неизменна и всегда остается не-рушимой.

11. Эта жизнь согласно определенным числам подвигает заложенное в лоне к рождению и способствует появлению на свет заложенного в лоне. И душа, находящаяся поблизости, при-соединяется к нему не по причине своего подо-бия ему, но по велению Судьбы, ибо по природе своей душа не желает соединяться с телом.

12. И только покоряясь Судьбе, душа передает ро-ждающемуся существу разумное движение и разумную субстанцию, присущую жизни. Ибо


душа, внедряясь в жизненное дыхание, произ-водит в нем жизнетворное движение.

13. Душа есть сущность бесплотная; имей она тело, она не смогла бы сохранить это тело, поскольку каждое тело нуждается в жизни; ему требуется определенный жизненный поря-док.

14. Все, что рождается, подвержено изменению, поскольку все производимое на свет имеет оп-ределенную величину. Родившись, оно растет. Всякий рост сменяется затем уменьшением, после чего наступает разрушение и исчезнове-ние.

15. Рожденное является живым и связанным с ду-шой, дабы облечься в жизненную форму. Но то, что побудило рождаемое родиться, уже существовало прежде него.

16. Существованием я называю бытие, наделен-ное разумом и причастное разумной жизни; последнее дает исключительно душа.

17. Рождаемое называется живым существом, ибо оно имеет жизнь; разумным его называют потому, что оно способно мыслить; смерт-ным – потому что находится в теле. Душа же бесплотна, ибо она сохраняет свою силу цело-стной. Как можно было бы говорить о живом существе, не будь чего-то неизмеримо важно-


го, что дарует ему жизнь? В равной степени невозможно было бы говорить о разумности, не будь умственной основы, дарующей жизнь разуму живого существа.

18. По причине такого состава тела, мышление не у всех людей бывает гармоничным. Если в теле избыток горячего, человек становится легким и возбудимым, если преобладает холод-ное – тяжелым и медлительным. Природа со-ставляет тело согласно гармонии.

19. Существует три вида гармонии: гармония со-гласно горячему, гармония согласно холодному и гармония середины. Природа установливает такой порядок согласно влиянию звезды, гос-подствующей в сочетании звезд. И душа, имеющая тело, предназначенное ей Судьбой, принимает его и дает жизнь этому творению природы.

20. Природа настраивает гармонию тела сооб-разно сочетанию звезд и соединяет эту смесь стихий согласно гармонии звезд так, чтобы между всеми ними было взаимное согласие. Ибо такова есть цель гармонии звезд: на-страивать все в соответствии с предопреде-лением Судьбы.

21. Следовательно, душа совершенна сама по се-бе; вначале она выбирает жизнь согласно


Судьбе и затем привлекает к себе форму, до краев наполненную жизненной силой и желани-ем.

22. Жизненная сила служит душе материалом. Если эта жизненная сила создает состояние бытия в согласии с представлениями души, ду-ша такого человека будет мужественной и не-подвластной трусости. Желание тоже явля-ется материалом для души. Если оно порож-дает состояние бытия в согласии с законами души, душа будет умеренной и скромной, не-подвластной чувственным вожделениям, ибо разум души восполняет то, что не содержит-ся в желании.

23. Однако если жизненная сила и желание дейст-вуют сообща, если они порождают гармонич-ное сочетание бытия и всегда и во всем подчи-няются разуму души, то тем самым они соз-дают правильное жизненное устремление, по-скольку созданная ими устойчивость устраня-ет всякий избыток жизненной силы и воспол-няет всякий недостаток желания.

24. Управляет ими разумная сущность, владыче-ствующая над своим разумом, поскольку соб-ственный умудренный разум позволяет ей при-надлежать самой себе.

25. Сущность души осуществляет высшее правле-


ние и водительство; разум ее служит ей по-мощником.

26. Умудренный разум, каким обладает сущность души, есть обдуманное знание, дающее тому, что лишено рассудка, образ мыслительного свойства; образ, несомненно, весьма смутный по сравнению с самим этим свойством, как эхо вторично по сравнению с голосом, или Луна – по сравнению с Солнцем.

27. Так жизненная сила и желание через опреде-ленный смысл приводятся к гармонии; они уравновешивают друг друга и вовлекают ра-зумные мысли в круговое движение.

28. Каждая душа бессмертна и находится в по-стоянном движении, поскольку, как мы уже го-ворили в “Общих рассуждениях”, такое движе-ние проистекает либо от энергий, либо от тел.

29. Далее мы говорили о том, что душа имеет иную сущность, нежели материя, ибо душа бесплотна, как и то, откуда она происходит; все, что появляется на свет, непременно должно рождаться от чего-то другого.

30. Все существа, которые рождаются и спустя какой-то отрезок времени разлагаются, обла-дают двумя видами движения: движением ду-ши, каковое их движет, и движением тела, по-средством которого они растут, уменьшают-


ся и, наконец, разлагаются. Именно так я оп-ределяю движение смертных тел.

31. Душа постоянно находится в движении. Она движется безостановочно, передавая это дви-жение другим вещам. В этом смысле каждая душа бессмертна и всегда пребывает в движе-нии, ибо ею движет ее внутренняя сущность.

32. Есть души божественные, человеческие и не-разумные. Божественная Душа есть деятель-ная энергия божественного тела, в котором она движется, тем самым приводя его в дви-жение.

33. Когда Душа высвобождается из смертного создания, она входит в божественное тело, свободная от всего, что не исполнено разума. И внутри божественного тела Душа рожда-ется во Вселенной в непрестанном движении.

34. Человеческая душа тоже в какой-то степени божественна, но помимо этого она связана с неразумными началами – желанием и жизнен-ной силой. Эти начала, вне всякого сомнения, бессмертны, поскольку сами являются дея-тельными силами, однако они – суть энергии смертных тел. Потому они далеко отстоят от божественных частей души, населяющих божественное тело.

35. Души существ неразумных состоят из жиз-


ненной силы и желания. Существа эти назы-ваются неразумными, ибо они лишены разум-ного начала души.

36. Четвертой и последней разновидностью душ являются души предметов неживой природы; эти души хотя и существуют вне тела, но ме-ханически движутся вместе с ним. Такие души способны двигаться лишь в божественном те-ле и опосредованно двигать предметами не-живой природы.

37. Итак, душа есть сущность вечная и разумная, обладающая собственным разумом. Когда она соединена с телом, разум ее привлекает к себе образ гармонии. Но, освободившись от физиче-ского тела, душа пребывает свободная и неза-висимая, принадлежа божественному миру. Душа сама управляет своим разумом и прино-сит существу, приходящему в жизнь, движе-ние, подобное ее собственным мыслям и назы-ваемое “жизнью”. Ибо душе свойственно да-вать иным вещам нечто подобное, что прису-ще ей.

38. Существует два вида жизни и два вида дви-жения. Одно есть движение согласно сущно-сти души, другое – движение согласно природ-ному телу. Последнее – более общее, первое ог-раничено душой. То, которое происходит со-гласно сущности души, – свободное, другое –


принудительное; ибо все подвижное подвер-жено принуждению со стороны того, что им движет. Но то, что движет душой, есть дви-жение, неразрывно связанное с любовью, веду-щей душу к божественной реальности.

39. Душа поистине бесплотна, поскольку не явля-ется частью физического тела. Если бы душа имела тело, она не имела бы ни разума, ни мыс-лей, так как тело лишено мыслей. И в то же время, живое существо обязано своим жизнен-ным дыханием тому обстоятельству, что это дыхание составляет часть сущности души.

40. Жизненное дыхание, или дух, принадлежит те-лу; разум принадлежит сущности души. Разум созерцает прекрасное; наблюдающий дух с по-мощью чувств распознаёт явления. Дух разде-ляется между органами ощущений, которые, будучи составными частями духа, состоят из зрительного духа, слухового духа, обонятельно-го духа, вкусового духа и осязательного духа. Если этот дух жизни, или жизненное дыхание тела, становится частью ума, он постигает вещи чувственным образом. В противном слу-чае он имеет только призрачные представле-ния.

41. Он принадлежит телу и восприимчив ко всему. Разум же принадлежит к сущности души и


судит с пониманием и осторожностью. Зна-ние вещей божественных связано с разумом; представление и мнение – с жизненным духом. Жизненный дух черпает энергию из окружаю-щего мира, душа черпает энергию из себя са-мой.

42. И потому есть сущность души, разум, мышле-ние, а есть восприятие, или рассудок. Вообра-жение и чувственное восприятие связаны с рассудком; разум принадлежит сущности ду-ши, мысли образуются посредством разума и связаны с мнением. Все четыре свойства взаи-модействуют между собой, создавая единый облик – облик души.

43. Воображение и чувственное восприятие связа-ны с рассудком души. Однако они не бывают постоянны в своем проявлении, обнаруживая избыток, недостаток или попеременное при-сутствие того и другого. Отделенные от рас-судка, они ухудшаются, но если действуют с ним в согласии и послушании, то способны по-средством наук соотноситься с высшим разу-м ом.

44. У нас есть сила выбора: мы способны выби-рать либо наилучшее, либо, вопреки самим се-бе, – наихудшее. Выбор зла приближает нас к телесной природе, поэтому Судьба осуществ-ляет свою власть над теми, кто сделал такой


выбор. Разумная сущность, высший разум, сво-бодна и всегда тождественна самой себе, а потому независима от Судьбы.

45. Но если разумная сущность отворачивается от Логоса, который созерцает всю Вселенную и есть первый после Бога, она связывается с порядком, установленным природой для своих творений. Таким образом, связав себя с при-родными творениями, она связывается и с их судьбой, хотя и чужда природе вещей сотво-ренных.


XXVIII ДУША СУЩЕСТВУЕТ

Нам осталось обсудить с вами шестнадцатую и семнадца-тую книги Гермеса, последняя из которых называется Кни-гой Истины. После этого мы сможем считать, что выпол-нили свою задачу, дав ученикам молодого Гнозиса совре-менный комментарий к Египетскому Первоначальному Гнозису Гермеса Трисмегиста с новым переводом ориги-нального текста – Герметического Свода, обнаруженного в одиннадцатом столетии.

Шестнадцатая книга Герметического Свода адресована Аммону. “Аммон” означает “чадо Божье, сын Божий, Бо-жье творение”. В отличие от Господа Иисуса, Аммон явля-ется не конкретным историческим лицом, а собирательным образом, относящимся к человечеству в целом.

Человек есть Божье творение. Мы – чада Божьи, Его создания, родившиеся в результате Его замысла. В Уни-версальном Учении Древнего Египта присутствуют две фигуры, часто упоминаемые вместе. Их называют Хнум и Аммон. Обоих изображали с бараньими головами, отчего возникала путаница. В этой паре Хнум считался ваятелем людей, а Аммон – их создателем. Прочитать о Хнуме и Аммоне вы можете, в частности, в трудах Елены Петровны


Блаватской, однако они заслуживают того, чтобы остано-виться на этих фигурах более подробно.

Существует немало древних легенд, повествующих о Мировом Яйце и яйцерожденных – людях, рожденных из этого Яйца. Легенды эти дали обильную пищу для умозри-тельных рассуждений о значении древних сказаний, что вызвало нескончаемую путаницу в ученом мире. Наша точка зрения такова: яйцо символизирует микрокосмос, яйцеобразное существо ауры. Все, что связано с истинным Человеком, все, что сообразно Божественному замыслу, должно было проявиться, должно было исходить из микро-космоса.

Поэтому древнеегипетский символ и поныне не утра-тил своей ценности, истинности и силы. Феномен человека можно рассматривать как первое рождение. Все человече-ские свойства и качества, всё, чему однажды суждено в нем проявиться, должно исходить из микрокосмоса. Твор-цом первого рождения можно назвать Хнума – старшего. От старшего, олицетворяющего собой яйцо, микрокосмос, должен родиться Аммон – скрытый Истинный Человек. Аммон был и всегда останется единым с Хнумом, почему их иногда называют Хнум-Аммон: старший, окутывающий собой и скрывающий в себе того, кто должен быть явлен через Древнейшего. И люди называют это “языческими” образами? Но насколько универсальны и истинны эти об-разы!

По сути своей весь Герметический Свод представляет собой философию, откровение, метод для освобождения Аммона из микрокосмоса, а также – предостережение про-тив всего, что может увести в сторону от осуществления этого процесса.

Гермес Трижды Величайший – один из достигших ос-вобождения. Он есть микрокосмос, неукротимый, скрытый Человек, и одновременно он – проявленный, Трижды Ве-


личайший. В шестнадцатой книге Гермес обращается к Аммону, то есть к сущности, скрытой внутри микрокосмо-са и пытающейся проявиться, поскольку она должна это сделать. Гермес обращается к тому, кто лишь отчасти про-будился, и потому он говорит с ним (и с каждым из вас) о душе. Почему? Потому что в микрокосмосе сокрыт оду-шевляющий принцип. И когда из микрокосмоса воскреснет человек Души, тогда другой аспект – личность – соединит-ся с Душой и микрокосмосом и это единство станет, по-добно Гермесу, Трижды Величайшим.

Огромнейшей сложностью на пути осуществления та-кого процесса является абсолютная нематериальность, бес-плотность одушевляющего принципа скрытого Человека; таким образом, личность должна стать материальным вы-ражением нематериального. Это настолько серьезно и сложно, что между одушевляющим принципом и лично-стью неизбежно возникает конфликт, так как личность не является послушным автоматом, проявляющим лишь то, что диктует ей одушевляющий принцип. Чтобы быть по-настоящему человеческой, личность должна иметь собст-венную жизнь, занимать в упомянутом триединстве свое место. Ей необходима ее жизненная сила. Большим секре-том Аммона – скрытого Человека – является то, что все его аспекты должны действовать сообща на добровольной ос-нове, в любви и полном взаимопонимании.

Однако ваши предшественники, населявшие данный микрокосмос прежде вас, создали конфликт между оду-шевляющим принципом и личностью, в который и вы вне-сли свою лепту. В результате вы как личность оказались изгнанными. Будучи существами материальной природы, вы стали сильно закристаллизованными. Теперь, осознав свою ошибку, вам, прежде всего, нужно вернуться к от-правной точке. Вам необходимо восстановить связь между собой и одушевляющим принципом. Как только связь бу-


дет восстановлена, следующим шагом станет устранение последствий прошлых ошибок. Мы называем такое устра-нение “трансфигурацией”. Тогда вы сможете начать пробу-ждение скрытого Человека, Аммона, и его проявление.

Если все происходит надлежащим образом и вы хотите избежать повторения предыдущих ошибок, первое, что вам необходимо, – это приобрести ясное понимание. Далее, вам требуется развить в себе чистую веру, настроенную на понимание. Затем вы должны принять новую жизненную позицию и проявить стойкость. Давайте представим, что вы, ученики молодого Гнозиса, активно участвуете в про-цессе восстановления и проявления. Тогда содержание ше-стнадцатой книги Герметического Свода сможет многое вам рассказать, поскольку ее стихи представляют для вас огромную практическую ценность.

Гермес начинает с утверждения, что душа является бес-плотной, даже когда она находится в личности, в теле. При всех обстоятельствах сущностная природа души остается неизменной. В этом смысле она неизменна. Душа наделена мощной способностью излучать. Поэтому душе не надо развиваться; она существует и всегда существовала прежде сил, приводимых ею в действие. Когда, к примеру, душа начинает заявлять о себе в теле, неправильно будет утвер-ждать, что ей еще предстоит расти и развиваться. Нет, ду-ша уже существует. По словам Гермеса, она предшество-вала всякому иному творению. Если представить душу, личность и тело сливающимися воедино и образующими скрытого Человека, тогда необходимо рассматривать душу как уже совершенное, божественное начало. Вот почему

мы говорим: душа существует.

И потому душе не требуется личность; она в какой-то степени живет своей собственной жизнью. Зато личность очень сильно нуждается в душе; она нуждается в ее помо-


гающей, одушевляющей, динамичной излучающей силе, чтобы войти в предназначенное ей состояние, долго оста-вавшееся скрытым.

Так почему же тогда так часто говорят, что душа про-ходит через страдания? Потому что это – страдания любви, желающей посвятить себя великому замыслу. И хотя душа живет своей жизнью, она является частью замысла, соглас-но которому микрокосмос, душа и личность однажды должны объединиться и стать, подобно Гермесу, Трижды Величайшими.

Каковы же предназначение и задача личности в этом триединстве? В великом поле проявления, поле Вселенско-го откровения, личность является орудием действия. Она заключает в себе конкретную задачу, которая сразу же ста-новится видимой и понятной. Существует и другая задача, пока еще скрытая. Эта задача – движение от силы к силе, от откровения к откровению и от славы к славе. И если этой задаче суждено быть доведенной до конца, личность должна занимать гармоничную позицию в непрекращаю-щейся игре противоположностей. Она должна приспосаб-ливаться к любому изменению, к любому колебанию, по-скольку только так личность сможет каждый раз по-новому проявлять великие Божьи деяния. Поскольку лич-ность тесно связана с душой, она непременно добьется ус-пеха в выполнении этой задачи.


XXIX СИЛА И ДВИЖЕНИЕ

Давайте более подробно рассмотрим становление скрытого Человека, Аммона. В шестнадцатой книге Гермес объясня-ет, что прежде, чем скрытый Человек, совершенный Ду-шой и Телом, сможет появиться из микрокосмоса, должен произойти акт творения, в результате которого родится со-творенное. Говоря иными словами, для того, чтобы микро-космос смог проявиться, необходим космос. Космос же, в свою очередь, нуждается для своего поддержания в макро-космосе. Движущей силой, стоящей за макрокосмосом, яв-ляется нечто, называемое Гермесом “Природой”.

Природа характеризуется двумя аспектами: силой и движением. Сила – это внутренний потенциал, пронизы-вающий весь мир и не дающий ему распасться. Движе-ние – это активизирующее свойство, заставляющее мир расширяться и объемлющее его извне. Два этих аспекта всегда и во всем действуют совместно и именно так они выполняют великий замысел, поскольку внутренняя сила в сочетании с расширяющимся свойством, присущим движе-нию, создает алхимический процесс. Сила и движение, действуя совместно, вызывают тепло, а с его помощью возникает огонь.


Безбрежный океан изначальной субстанции часто на-зывают водой, живой водой. Когда посредством силы и движения вспыхивает огонь, он воздействует на воду, вы-зывая в ней процесс материализации и уплотнения. В опре-деленный момент появляется земля (твердь), плавающая по поверхности воды. Так в результате взаимодействия си-лы и движения создаются вода, огонь и земля. Затем всем троим необходимо достичь состояния равновесия относи-тельно друг друга, в результате чего возникает воздух, ат-мосфера. И в этой атмосфере проявляется дыхание жизни.

Почему Гермес говорит здесь о процессе творения? Пото-му, что этот процесс постоянно повторяется. Человек, бу-дучи существом земной природы, постоянно вовлечен в движение. Вокруг него все находится в движении; одно-временно он испытывает воздействие силы изнутри.

Теперь представьте, что произошло бы, если бы сила, воздействующая на вас изнутри, сила души, оказалась си-лой Гнозиса, настроившей активизирующий жизненный фактор на новый образ жизни. Тогда ваш образ жизни, реа-гируя на эту внутреннюю силу и действуя совместно с нею, способствовал бы возникновению тепла. Внутри вас вспыхнул бы огонь, яростное пламя, и посредством транс-фигурации в вас возникла бы другая система тел и другое состояние бытия. Это, в свою очередь, привело бы к появ-лению нового излучающего свойства, которое распростра-нилось бы на всю атмосферу новой жизни. Затем туда сни-зошел бы Дух и возвестил о себе. Вы оказались бы в новом жизненном состоянии, явившемся результатом алхимиче-ского процесса творения.

Этот процесс рождения и возрождения беспрерывно происходит во всей Вселенной. Все, что не появляется в пространстве и времени, все обязано этим силе и движе-нию. Они же способствуют всеобщему изменению и дви-


жению к совершенству, пока не будет достигнута конечная цель.

Когда скрытый Человек, Аммон, в какой-то степени пробуждается к жизни и принимает в себя Дух, он живет и общается с внешним человеком и окружающим миром по-средством своей Души – фактора, способствующего появ-лению силы и движения. Необходимо также добавить, что без помощи Души он просто не мог бы проявиться. Вот почему в пятнадцатом стихе говорится: Но то, что побу-дило рождаемое родиться [душа], уже существовало пре-жде него.

Сказанное позволяет утверждать, что каждое творение мо-жет легко достичь совершенства. Однако на пути к совер-шенству существует одна трудность. Она вызвана тем, что Душа не может и никоим образом не желает приспосабли-ваться к творению, в которое она вошла, поскольку Душа совершенна и неизменна, тогда как тело личности вынуж-дено подвергаться постоянному изменению.

Существует и вторая трудность: личность должна раз-виваться в гармонии с силой и движением, присущими космосу, в котором существует ее микрокосмос. Человече-ская природа всегда действует в соответствии с состояни-ем Земли и положением звезд. В результате возникает серьезный конфликт между душой и личностью, поскольку и душа, и космос порождают свою силу и движение. Кон-фликт этот прекращается только тогда, когда под влиянием звезд и космоса ваше природное рождение утрачивает бы-лую роль. Только тогда между Душой и личностью начи-нают складываться дружеские отношения, и только тогда восстает из гробницы Аммон, скрытый Человек.

Так в истинном свете раскрывается перед нами жертва Души. Поначалу Душа соединяется с жизнью, которая це-ликом находится под властью судьбы, управляющей лич-


ностью; Душа привлекает к себе весь гнев и все желания, существующие в этой природе. Возникает поединок, но, как бы долго он ни длился, Душа всегда оказывается побе-дительницей.

Двумя наиболее разрушительными особенностями вашего природнорожденного состояния являются свойственные ему инстинкты и желания. Они – детища вашего разума, о чем мы уже говорили ранее, и обусловлены влиянием гор-мона, вырабатываемого вилочковой железой, настроенной на состояние разума и стимулирующей как умственную деятельность, так и работу крестцового святилища. Но с того момента, как ученик совершил самоотдачу, отдав себя Душе, он всегда должен слушаться ее советов, подчиняясь разуму Души, о чем говорит Гермес. Тогда внутри ученика установится гармония, способствующая правильным дей-ствиям. Душа будет уравновешивать любой избыток жиз-ненной силы и восполнять недостаток желаний.

Инстинкты и желания являются средствами реакции жизненной системы природнорожденного человека на внешние и внутренние раздражители. И те, и другие пред-ставляют собой реакцию воли. Однако они никогда не должны выходить из-под контроля сознания. Если вы утра-чиваете такой контроль, это вызывает отравление вашей крови и нервного эфира. Гормон, вырабатываемый вилоч-ковой железой и направляемый в кровь, всегда соответст-вует состоянию вашего ума. Если же ваши ум и чувства настроены на Душу, все ваше существо будет находиться в состоянии покоя. Тогда, говоря словами Гермеса, ваши ин-стинкты и желания создают правильное жизненное уст-ремление, поскольку созданная ими устойчивость устра-няет всякий избыток жизненной силы и восполняет всякий недостаток желания.


Это доказывает, сколь сильно вы нуждаетесь в сотруд-ничестве и водительстве Души. Без посредства Души Ам-мон, скрытый Человек, не может пробудиться к жизни. Сам факт того, что Душа занимает микрокосмос вместе с вами, уже должен побуждать вас к необходимым действи-ям и воздержанию от всего, что способно помешать быст-рому установлению связи между вашим существом и со-стоянием Души.

Душа рождена Богом, чего нельзя сказать о личности. Самое большее, что здесь можно сказать, – ваша личность содержит в себе проблеск божественного, поскольку вся живая материя в конечном итоге является частью божест-венного творения. И в то же время личность связана с дву-мя неразумными началами: желанием и жизненной силой.

До тех пор, пока продолжает существовать природа смерти, будут оставаться инстинкты и низшие желания, поскольку они – порождения и свойства смертных тел. По-ток инстинктов и желаний противоположен потоку Души. Ведь что такое инстинкты и желания? Это инстинкты воли и инстинкты эмоций.

Но что же тогда является изначальной волей Аммона, скрытого Человека? Его воля состоит в проявлении боже-ственной силы, в раскрытии великого замысла, лежащего в самой основе скрытого Человека. А что является его изна-чальным желанием? Подойти как можно ближе к осущест-влению этого замысла и как можно быстрее его исполнить, создав новую реальность.

Таким образом, инстинкты и желания представляют собой результат извращения и вырождения изначальных природных факторов – силы и движения. Сила и движение только тогда смогут вновь начать действовать надлежащим образом, когда вы гармонично соединитесь с Душой. Пока этого не произошло, инстинкты и желания, действуя в про-тивовес силе и движению, будут по-прежнему доминиро-


вать. В таком случае значительный избыток страстей и же-ланий и их последствия в вашей жизни будут означать, что истинный Человек по-прежнему остается плененным бо-гом, узником глупости и неведения, оторванным от боже-ственного бытия.


ХХХ

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

Если и существует герметический текст, передающий в полной мере реальность проявленной жизни, то таким тек-стом можно считать шестнадцатую книгу Гермеса. В ней ясно показано, как в природе смерти проявляются много-численные силы, действующие в человеческих телах. Од-нако необходимо с сожалением констатировать, что все эти силы и их последствия исходят от смертных тел, а по-тому они были и всегда будут вне истинно божественного зарождения.

Обычно люди тяжело переживают последствия своей греховной жизни. Они без конца пытаются вырваться из когтей судьбы, предпринимая отчаянные и трагичные по своей сути усилия. Большинство современных людей не знают о ключе, который позволил бы им решить все их проблемы, хотя каждый человек владеет таким ключом. С того самого момента, как вы вручите себя Душе, течение вашей жизни изменится, потому что, когда Душа входит в смертное тело, ее движущие силы обладают способностью вернуть тело на путь истинного становления.

Человек, лишенный силы Души, подобен неразумному животному. Им верховодят инстинкты и желания; он не в


состоянии совладать с инстинктами и поддается голосу желаний. Но едва только Душа начинает осуществлять свое водительство, инстинкты и желания преобразуются в силу и движение, способствующие рождению скрытого Человека, Аммона. Нам необходимо усвоить, как говорит Гермес в тридцать седьмом стихе, что душа есть сущ-ность вечная и разумная, имеющая для мышления свой собственный разум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: