В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
В 1918, окончив училище, Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), где возглавил отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства. В начале 20-х гг. Туполев возглавлял опытное КБ, где в неотапливаемых помещениях, при отсутствии многого необходимого работал над созданием торпедных катеров, аэросаней, дирижаблей, самолетов. Внедряя в самолетостроение металл - дюраль, разработал новую авиационную технологию, запустил в промышленное производство цельнометаллические самолеты АНТ-З (1925), АНТ-4 (1928), АНТ-6 (1933), тяжелые и дальние самолеты ТБ-1 (1925), ТБ-З (1930), совершив переворот в авиационной промышленности. Самолеты конструкторского бюро Туполева показали высокие летные качества во время спасения челюскинцев в 1934, перелетов из СССР в США через Северный полюс в 1937 и в др. случаях. В 30-е гг. Туполев стал главным инженером Главного управления авиационной промышленности в Наркомтяжпроме. Неоднократно командировался в Германию, Францию, Австрию, Англию, США; был награжден сов. орденами. В 1937 – репрессирован. Под руководством Туполевым было создано свыше 100 типов военных и гражданских Самолетов, среди которых первый отечественный пассажирский самолет с турбовинтовыми двигателями Ту-104, пассажирский самолет со сверхзвуковой скоростью Ту-144 и др. В 1953 Туполев стал академиком. Он трижды удостаивался звания Героя Соц. Труда (1945,1957,1972).
|
|
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.
В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1. Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.