Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
СОДЕРЖАНИЕ ДОБУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ БУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
Важнейшими принципами обучения письму по системе Д.Б. Эльконина являются:
§ Формирование лингвистических знаний и умений учащихся, начиная с добуквенного периода;
§ Осознанность обучения;
§ Ориентированность при обучении не на букву, а на звук, фонемный анализ.
Общую структуру обучения грамоте по системе Д.Б.Эльконина можно разделить на два периода: первый – предактивный (добуквенный), включает 30 занятий, и второй – активный (буквенный), включает 90-100 занятий.
Основная цель добуквенного периода – подготовка к формированию графического навыка и к овладению звуковым анализом слова. В течение этого периода ребёнок:
§ Учится правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;
|
|
§ Осваивает необходимые для дальнейшего обучения графические действия;
§ Выполняет простейшие графические элементы.
Цель буквенного периода – формирование графического навыка и письма – технического навыка правильного написания букв и их сочетаний, параллельно с которым идёт усвоение норм графики и орфографии.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
История отечественной методики обучения письму прошла путь от словевного до буквенного письма. Письмо, которому учат в нашей школе, - это русское курсивное письмо.
Этапы развития письма: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква).
Многие дети, которым трудно научиться писать, «не любят» рисовать. При этом речь идёт не о рисовании творчестве, когда ребёнок фантазирует, а о рисовании определённых фигур, о срисовывании. В таких случаях схематическое изображение оказывается сложным, а иногда и невыполнимым заданием. Эти трудности связаны с развитием зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.
Обучение письму и овладение письмом ценны как элемент овладения письменной речью, как способ передачи собственной мысли.
Чисто механическое письмо не имеет большого смысла: это техника записи мысли.
Психолог А.Р.Лурия провёл исследования, позволившие понять природу возникновения письма, его эволюции у ребёнка. Оказалось, что дети 3-4 лет ещё не умеют «записывать» фразы, но в 4-5 лет они «записывают» фразы рисунком, имеющим смысл, обозначающим то, что нужно запомнить.
Что и как рисуют дети?
|
|
В 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.
В 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.
В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными.
В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
Большое значение имеет:
§ Чем рисует ребёнок,
§ Насколько правильно выполняются графические движения.