Содержание добуквенного периода обучения

Работа делится на 10 шагов. Каждый шаг содержит систему заданий и действий, которые должен освоить ребёнок.

Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:

§ При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.

§ Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;

§ Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

§ Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;

§ Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;

§ Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;

§ Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;

§ При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;

§ Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.

Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь:

§ Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

§ Правильно держать карандаш;

§ Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический почерк.

Гигиенические правила, которые должен ребёнок выполнять при письме:

§ Парта, стол и стул должны соответствовать его росту;

§ Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;

§ Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;

§ Грудь не должна касаться стола;

§ Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;

§ Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении;

§ Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища;

§ Крышка стола во время письма должна быть наклонной.

Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть.

Правильная поза при письме:

§ Сидеть прямо;

§ Опираться спиной на спинку стула;

§ Не опираться грудью на стол;

§ Ноги держать прямо, стопы – на полу;

§ Туловище, голову, плечи держать ровно;

§ Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;

§ Свет при работе падает слева у правши и справа – у левши.

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди.

Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от конца стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. цвет пасты – тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Оптимальная длина ручки – 15 см.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца.

Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Сначала учим ребёнка ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть разными (длина штриха выбирается самостоятельно). Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.

На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит «вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления.

Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму.

Почему? Параллельность всех штрихов придаёт письму чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения.

Объясните и покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз , горизонтальные линии – слева направо .

Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

Нарушение параллельности нужно показывать наглядно:

§ Параллельные (не пересекаются)

§ Непараллельные (пересекаются)

При выполнении упражнений необходимо чётко определить задачи работы: не просто «заштрихуй», а «заштрихуй, используя штрихи определённого наклона, линии на разном расстоянии» и т.д.

Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, на правильность опоры кисти. Рисование полуовалов – важный компонент подготовки к письму. Незавершённость фигуры, необходимость соотнести её высоту и ширину, ориентировка в пространстве – всё представляет сложность для ребёнка. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложнокоординированных поворотных движений в разных направлениях.

Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.

При выполнении овалов и кругов следует обратить внимание на их различие. При письме букв пишутся именно овалы. Главное зафиксировать внимание детей на том, что при рисовании этих элементов точка начала движения является и точкой его окончания.

На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль, закрути спираль.

Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.

Эти задания позволяют научить ребёнка свободно передвигать руку по строке. Лучше, если графические элементы будут крупными. Это могут быть волны, облака, дорожки с горками. Сначала можно попробовать «проехать» по «широкой дорожке», а потом «по узкой».

Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.

Эта работа начинается со знакомства детей с алфавитом, понятием шрифта, с анализа разных вариантов письма печатных букв. Всё это позволяет выделить основные элементы, из которых конструируются буквы. Конструировать буквы можно из разных деталей: счётных палочек, спичек, шнурка и т.д.

Важными компонентами этого шага являются:

§ Понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, её нижней и верхней границе, срединной линии.

§ Фиксация внимания детей на высоте и ширине букв.

Необходимо привлечь внимание детей к точке начала и точке окончания движения, зафиксировать принцип параллельности всех прямых линий. В ходе работы дети осознают, что графические движения – это элементы букв.

Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.

Задание «Допиши печатные буквы» способствует:

§ Закреплению зрительного образа буквы;

§ Совершенствованию системы двигательных координаций, позволяющей писать детали печатных букв чётко, правильно и без выраженного напряжения;

§ Улучшению зрительно-моторной координации.

Точка начала движения и стрелочки помогают детям сформировать правильную траекторию движений при письме.

Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Шаг строится на основе:

§ Осознанного выполнения графических движений;

§ Совершенствования зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;

§ Способности к анализу и синтезу;

§ Произвольной регуляции внимания;

На начальном этапе каждый элемент букв при курсивном письме выполняется как отдельное действие, за которым обязательно следует пауза. В русском курсивном письме этих элементов немного:

§ Прямая черта: «/»;

§ Черта с закруглением внизу вправо

§ Черта с закруглением вверху и внизу

§ Овал

§ Правый и левый полуовалы

§ Точки и петли

§ Начальный элемент букв Л, М, Я

§ Элементы, выходящие за строку вверх:

§ Элементы, выходящие за строку вниз:

Необходимым компонентом этого шага является объяснение движения руки при выполнении элементов букв. Инструкция должна быть простой, однозначной, пошаговой, с чёткими ориентирами точки начала и точки окончания движения. Авторы предлагают такую схему объяснения:

§ Словесная инструкция;

§ Словесная инструкция + показ действия;

§ Повторение инструкции ребёнком;

§ Самостоятельное замедленное выполнение действия ребёнком под собственную инструкцию;

§ Анализ качества выполнения буквенного элемента при фиксации внимания на правильных образцах.

Целесообразно выделять только правильные образцы.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.

Задания «Выдели элементы букв».

§ Заглавные буквы пишутся в большой строке, строчные в рабочей малой строке.

§ Точкой обозначается начало движения, стрелочкой – направление движения.

§ Наклон при письме достигается наклонным положением тетради.

§ Специальной тренировки и объяснения требуют слова «закругляем, закругляем влево, вправо, чуть-чуть не доводя».

§ Обязательно отметьте и зафиксируйте внимание на точке окончания движения при письме каждого элемента.

В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого и чёткого письма:

§ Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины;

§ Элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз;

§ Расстояние между элементами букв и буквами в слове должно быть одинаковым;

§ Все линии при письме должны быть параллельными;

§ Прямые линии при письме должны быть ровными.

Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребёнку:

1. Правильно сидеть;

2. Правильно держать ручку;

3. Выучить буквы;

4. Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;

5. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;

6. Уметь выполнять основные элементы букв:

§ вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;

§ овалы;

§ линии с закруглением внизу, вверху;

§ хорошо различать и писать вертикальные элементы;

§ выполнять связные ритмические движения;

§ копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;

§ копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

§ различать буквы, написанные курсивным письмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: