Отношения со взрослыми.
Подросток ищет способы самовыражения, взрослый помогает ребенку осознавать себя, открывать свое новое содержание. Взрослый находит обозначения для проявлений подростковой души и делает видимым его Я для подростка.
В отношениях с родителями подростки перестают следовать принципу правильности, они следуют принципу соответствия собственному Я.
Доверительное общение с родителями, с учителями снижает тревожность, а регламентированное общение повышает тревожность. Значимый другой очень важен для подростка.
Общение подростка со сверстниками выполняетспецифическую функци ю: в практике этих отношений усваивается мораль взрослых (а тем самым и развивается социально-моральная взрослость ребенка), причем центральное содержание этой морали – нормы равенства, верности и коллегиальности – антогонистично нормам "морали послушания" в отношении ребенка и взрослого.
Общение – как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками очень четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
|
|
Познавательное развитие. Развитие познавательных процессов
Начало подросткового возраста сопровождается снижением успеваемости, конец –подъем интеллектуальной активности.
Развитие теоретического мышления (Развитие логического мышления) позволяет подростку устанавливать связи между получаемыми знаниями и уже имеющимися, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у них формируются умения самостоятельно оперировать абстрактными понятиями, предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Растет самостоятельность в учебной деятельности.
Внимание становится более управляемым и подросток может длительное время концентрировать его на решении абстрактных задач. Старшие подростки могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.
Память. – Происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Произвольная и опосредованная – основные виды памяти.
В подростковом возрасте непосредственное запоминание уменьшается и увеличивается опосредованное запоминание. Для мл шк мыслить значит вспоминать.
Для подростка вспоминать, значит мыслить. Процесс запоминания сводится к установлению логических связей, поэтому припоминание материала связано с восстановлением логических отношений.
Речь. Подросток учится рассуждать.высказывать мысли, аргументировать.
У младших подростков происходит обучение составлению плана, у старших план речи и выступление по нему.