Группа (руководитель Чудинова Е.В.)

1. Ритм движения детей в понятиях является, с нашей точки зрения, исходным моментом для всякого формообразования. Говоря другими словами, содержание обучения по-прежнему в значительной степени определяет его формы.

2. Сам ритм понятийного движения определяется двояко, с одной стороны, построением курсов обучения ("сверху"), с другой стороны, нахождением, обнаружением понятийных узлов (особенно межпредметных) в процессе движения ("снизу").

3. Понятийные узлы могут, по-видимому, быть внутрипредметными, межпредметными и межобластными. Под узлом мы подразумеваем момент в обучении, когда формирующееся в одной области (на одном предмете) понятие "опрокидывается" на другой предметный материал, делается "очками" для его рассмотрения. Так, например, через призму понятий, построенных в курсе русского языка, могут быть рассмотрены другие языки (английский, немецкий) на особых учебных занятиях, а понятия биологические могут быть "опрокинуты" на материал истории или социологии. То же самое - внутри одного предмета. Например, биологическое понятие организма ("живой системы") может стать "очками" для рассмотрения экосистемы и биосферы.

4. Узел, завязавшийся в учении, выводит детей на другие виды деятельности. При этом формы этих новых деятельностей могут быть найдены ребенком, как уже существующие, построенные школой, традицией, так и заново строиться. Так, например, само учебное занятие, построенное на пересечении нескольких предметностей, предполагает возникновение ряда вопросов, которые не могут быть решены на данном занятии. При обоюдном желании детей и учителей решить эти вопросы возникают формы временной тематической группы, постоянно действующего клуба по интересам, исследовательской лаборатории.

5. Институциализируются как те, так и другие формы, то есть каждой вновь найденной форме придается статус официально существующей, даже если развертывание этой формы происходит вне пространства школы.

6. Существование заданных узлов определяет систему ограничений, которые ребенок открывает для себя, а также дает возможность выхода за эти ограничения в другие формы (виды деятельности) со своими ограничениями и свободами.

7. Движение за пределы узла есть самодвижение ребенка, то есть включение ребенка в разнообразные формы совместности определяется выбором и желанием самого ребенка.

8. Эффективность самодвижения обеспечивается многообразием поля форм, как уже заданных, так и строящихся, временных и постоянных.

9. Создание поля форм есть процесс постоянный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: