Проектная форма учебной деятельности

Еще в 20-е и в начале 30-х годов в школах России широко использовался метод проектного обучения для реализации задачи развития учащихся. Но этот метод не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных предметов, поэтому (как всегда) был изъят из школы, и вместе с этим снизилось внимание к основной философской идее образования - направленность его на ребенка и его развитие.

В настоящее время принцип деятельностного подхода образовании становится ведущим, и школьная практика (особенно РО) требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию.

В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

В Америке такая форма обучения получила название в 1919 году как проектный метод. В России он получил широко распространение после издания брошюры В.Х. Кильпатрика "Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе" (1925) [6]. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.

Несмотря на то, что эти идеи принадлежат к другим образовательным системам, в нашей системе РО ряд подходов можно использовать безболезненно и, наоборот, именно обучение в форме учебной деятельности дает больше возможностей реализации идей проектного обучения.

Итак, главная идея такой формы обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: "Все из жизни, все для жизни". Поэтому американский "проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания".

Таким образом, образовательный процесс при таком обучении строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в обучении.

В нашей системе РО такие проекты мы назвали "надпредметными", которые осуществляются на стыке учебной и внеучебной деятельности.[7]

Однако идеи проектного обучения можно использовать и в самой учебной деятельности. Современная проектная деятельность учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств[8]. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов даст им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В рамках учебной деятельности при организации концентрированного обучения можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты[9].

Работа над такими проектами позволяет:

- серьезно организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся по изучению учебных дисциплин, поиска точек их пересечения;

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника работы над проектом: позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать у учащихся умение истинно оценивать себя;

- способствовать развитию коммуникабельности и умению сотрудничать;

- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;

- развивать у учащихся исследовательские умения (выдвижение и построение гипотез, наблюдения, поиск путей решения проблем, сбор информации из литературных источников и т.п.).

Таким образом, если мы хотим, чтобы все-то, что сделало развивающее обучение на предыдущем этапе образования ребенка (1-6 класс) было не потеряно, а получило развитие и совершенствование необходимо искать адекватные оргформы реализации поставленных задач подростковой школы.

Такими оргформами могут являться концентрированное обучение и проектная деятельность учащихся. Все более мелкие оргформы могут помещаться в внутрь представленных форм. Ясно одно, что изменение классно-урочной формы обучения в подростковой школы ведет за собой много разных изменений во всей жизни школы. И в первую очередь позицию учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: