Оцениваемые качества | Средняя оценка | Оценка класса | |||||
I | II | III | IV | V | |||
Ученик | 2,0 | 4,0 | 3,0 | 3,0 | 5,0 | 3,4 | 3,6 |
Класс | 2,1 | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 2,6 | 2,1 | 3,3 |
Таблица 2
Оценка мальчиков | Оценка девочек | Оценка мальчиками | Оценка девочками | |
Ученик | 4,0 | 3,3 | 2,4 | 1,7 |
Мальчики | 3,4 | 3,0 | 2,1 | 2,7 |
Девочки | 2,7 | 3,6 | 3,0 | 3,6 |
После обработки данных по нашей программе создается несколько таблиц с результатами. В таблицах 1 и 2 представлены данные на конкретного ученика (Глумова Александра).
В таблице 1 указаны баллы, которые ученик поставил себе сам (строка «Ученик», графы I–V) и средняя оценка каждого качества ученика всеми учащимися класса (вторая строка «Класс»).
В графе «Средняя оценка» подсчитана средняя самооценка ученика по всем пяти качествам и средняя оценка, данная ему классом.
В графе «Оценка класса» подсчитан средний балл, который дал ученик классу по всем пяти качествам, и средний балл всего класса.
По данным, представленным в этой таблице, ученик может посмотреть, как его самооценка отличается от средней, данной ему классом (адекватность самооценки), и является ли она относительно высокой или низкой. Например, средняя самооценка ученика Глумова А. (3,4 балла) достаточно низкая, но в то же время значительно выше, чем оценка, данная ему классом (2,1). При этом к классу в целом он относится позитивно.
|
|
В таблице 2 (в первой строке) представлены средние баллы, данные учеником мальчикам и девочкам класса, и их оценки данного ученика. Во второй и третьей строках представлены взаимные оценки мальчиков и девочек. Например, по второй строке мальчики оценивают мальчиков (3,4 балла) и девочек (3,0) и оцениваются мальчиками (3,4) и девочками (2,7).
По этим баллам ученик может посмотреть, как его оценки отличаются от средних оценок мальчиков и девочек. Глумов А. оценивает мальчиков и девочек (4,0 и 3,3) выше, чем мальчики в среднем (3,4 и 3,0), и в то же время оценивается мальчиками и девочками (2,4 и 1,7) ниже, чем мальчики в среднем (3,4 и 2,7).
Сравнение учащимися своих самооценок с оценками одноклассников позволяет им прежде всего судить о степени их адекватности. Своевременное выявление неадекватности самооценки у подростков дает возможность целенаправленно проводить с ними коррекционную работу.
В представляемой методике адекватность самооценки тех или иных качеств определяется путем сравнения оценки ученика со средней оценкой этих же его качеств одноклассниками.
Сопоставление подростком самооценки своих качеств с оценкой их одноклассниками уже само по себе имеет корректирующий эффект.
Процесс становления самосознания и самооценки у подростков часто сопровождается их неустойчивым отношением как к самим себе, так и к окружающим. В этом возрасте дети интересуются отношением к себе, но часто воспринимают эти отношения весьма критично и болезненно.
|
|
Взрослым довольно трудно влиять на формирование самооценки подростков, поскольку последние обычно критически относятся к замечаниям в свой адрес и больше доверяют мнению сверстников. Методика же позволяет каждому ученику получить оценку каких-то своих качеств одноклассниками, то есть происходит коррекция самооценки подростка с помощью мнения сверстников.
Психолог может провести беседу в классе: почему важно стремиться к адекватности самооценки, к каким последствиям приводит завышенная или заниженная самооценка и т.п.