Глумов Александр

  Оцениваемые качества Средняя оценка Оценка класса
I II III IV V
Ученик 2,0 4,0 3,0 3,0 5,0 3,4 3,6
Класс 2,1 1,9 2,0 1,9 2,6 2,1 3,3

Таблица 2

  Оценка мальчиков Оценка девочек Оценка мальчиками Оценка девочками
Ученик 4,0 3,3 2,4 1,7
Мальчики 3,4 3,0 2,1 2,7
Девочки 2,7 3,6 3,0 3,6

После обработки данных по нашей программе создается несколько таблиц с результатами. В таблицах 1 и 2 представлены данные на конкретного ученика (Глумова Александра).

В таблице 1 указаны баллы, которые ученик поставил себе сам (строка «Ученик», графы I–V) и средняя оценка каждого качества ученика всеми учащимися класса (вторая строка «Класс»).

В графе «Средняя оценка» подсчитана средняя самооценка ученика по всем пяти качествам и средняя оценка, данная ему классом.

В графе «Оценка класса» подсчитан средний балл, который дал ученик классу по всем пяти качествам, и средний балл всего класса.

По данным, представленным в этой таблице, ученик может посмотреть, как его самооценка отличается от средней, данной ему классом (адекватность самооценки), и является ли она относительно высокой или низкой. Например, средняя самооценка ученика Глумова А. (3,4 балла) достаточно низкая, но в то же время значительно выше, чем оценка, данная ему классом (2,1). При этом к классу в целом он относится позитивно.

В таблице 2 (в первой строке) представлены средние баллы, данные учеником мальчикам и девочкам класса, и их оценки данного ученика. Во второй и третьей строках представлены взаимные оценки мальчиков и девочек. Например, по второй строке мальчики оценивают мальчиков (3,4 балла) и девочек (3,0) и оцениваются мальчиками (3,4) и девочками (2,7).

По этим баллам ученик может посмотреть, как его оценки отличаются от средних оценок мальчиков и девочек. Глумов А. оценивает мальчиков и девочек (4,0 и 3,3) выше, чем мальчики в среднем (3,4 и 3,0), и в то же время оценивается мальчиками и девочками (2,4 и 1,7) ниже, чем мальчики в среднем (3,4 и 2,7).

Сравнение учащимися своих самооценок с оценками одноклассников позволяет им прежде всего судить о степени их адекватности. Своевременное выявление неадекватности самооценки у подростков дает возможность целенаправленно проводить с ними коррекционную работу.

В представляемой методике адекватность самооценки тех или иных качеств определяется путем сравнения оценки ученика со средней оценкой этих же его качеств одноклассниками.

Сопоставление подростком самооценки своих качеств с оценкой их одноклассниками уже само по себе имеет корректирующий эффект.

Процесс становления самосознания и самооценки у подростков часто сопровождается их неустойчивым отношением как к самим себе, так и к окружающим. В этом возрасте дети интересуются отношением к себе, но часто воспринимают эти отношения весьма критично и болезненно.

Взрослым довольно трудно влиять на формирование самооценки подростков, поскольку последние обычно критически относятся к замечаниям в свой адрес и больше доверяют мнению сверстников. Методика же позволяет каждому ученику получить оценку каких-то своих качеств одноклассниками, то есть происходит коррекция самооценки подростка с помощью мнения сверстников.

Психолог может провести беседу в классе: почему важно стремиться к адекватности самооценки, к каким последствиям приводит завышенная или заниженная самооценка и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: