Интервенция

На первом этапе проекта будут разработаны формирующие занятия. Можно выделить следующие теоретические и эмпирические предпосылки для разработки модели интервенции:

1) Стадиальная модель развития морального сознания Л.Кольберга (Kohlberg, 1984). Стадиальная модель Л.Кольберга была положена в основу многочисленным констатирующим исследованиям и формирующим экспериментам.

2) Модель формирования моральных суждений через взаимодействие с социальной средой (Turiel, 2002)

3) Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1976), которая легла в основу формирования морального поведения у подростков (Brugman et al., 2003).

Положительная корреляция между уровнем развития морального сознания и ценностными ориентациями показана во многих исследованиях (Helkama, 1982; Diessner et al., 1993; Helkama et al., 2003). Разработанные методы формирования просоциальных и моральных ценностей во многом основываются на концепции морального развития Л.Кольберга (Galbraith & Jones, 1976).

Важной особенностью разработки интервенции в нашем проекте является то, что разработка модели, формы интервенции и соответствующих мероприятий будет проводиться совместно со школьными психологами и учителями. Запросы и предложения, исходящие от них, должны сделать интервенцию реализуемой в реалиях современной школы, а также адекватной современным задачам, стоящим перед школой в сфере воспитания личности подростка. Важно также отметить и то, что таким образом обеспечивается принятие интервенции со стороны школьных психологов и учителей, которые и будут являться основными ведущими интервенционной программы.

В качестве критериев эффективности интервенции мы видим следующие показатели:

1) Развитие моральных суждений (измеряется в соответствие с уровневой моделью Л.Кольберга с помощью решения моральных дилемм)

2) Развитие позитивных отношений с окружающими (учителя, сверстники, родители) (измеряется путем опроса)

3) Повышение субъективной значимости моральных ценностей (измеряется с помощью SVS и «Методики распределения»)

4) Позитивные изменения в моральном поведении (измеряется через обратную связь от учителей)

В качестве основных результатов проекта можно выделить:

1) Разработана процедура проведения интервенции, направленной на развитие морального сознания подростков

2) Описание модели интервенции и результатов проекта опубликованы как методические пособия для школьных психологов, а также в серии статей в российских и международных реферируемых журналах.

3) В качестве важного результата проекта мы видим также развития сотрудничества с Хельсинским университетом (Финляндия), а также с другими ведущими европейскими университетами и лабораториями, занимающими сходной проблематикой.

4) Участие в международных конференциях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: