Представьте, что вы проводите свой летний отпуск в Италии и беззаботно
осматриваете развалины древних Помпеи. День тихий и солнечный. Оглядываясь
по сторонам, вы всюду видите свидетельства каждодневной жизни прошлого --
улицы, ряды домов, дворики, кухни, каменные сосуды для вина. Сотни лет тому
назад люди работали, общались, создавали семьи -- все это было здесь, на
этом самом месте, освещенном сейчас теплыми лучами солнца. Представьте
теперь, что в этом тихом месте вы увидели каменную колонну, на которой глава
семьи этого древнего города записывал события своей каждодневной жизни, и
прочли на ней следующую надпись: "Сегодня я был преисполнен ужасом и гневом,
потому что мой сын был задержан помпейской полицией". Или: "Сегодня я понял,
что моя дочь употребляет гашиш".
Обратите внимание на то, много или мало адреналина поступило в вашу
кровь при мысли об этой столь древней родительской проблеме. Вы ощутите,
возможно, некоторое сочувствие и даже симпатию, но практически не испытаете
|
|
никакой реальной тревожности или обеспокоенности.
Затем представьте себя этим человеком, вообразите, что проблема,
начертанная на каменной колонне,--ваша проблема с вашим ребенком и что с
того времени, как все это случилось, прошло почти 2000 лет. При этом
обратите внимание на то, какие ощущения вызывает у вас эта проблема.
А теперь в этом приятном и расслабленном состоянии продолжите чтение --
с тем чтобы рассмотреть вместе с нами ряд важных фактов.
Подавляющее большинство детей, совершавших то, что мы перечислили в
начале главы, стали со временем вполне нормальными людьми; иначе говоря,
повзрослев, они смогли сами позаботиться о себе, оказались самостоятельными
и смогли поддерживать достаточно комфортные отношения с окружающими, включая
и своих родителей.
В большинстве семей, проходящих через период подрос-тничества сына или
дочери, у родителей и детей существуют трудности. Большинство подростков,
включая тех, которые совершали все то, что мы перечислили выше, впоследствии
-- обычно где-то между восемнадцатью и двадцатью пятью годами -- пережили
своего рода психологический переворот и стали со своими родителями
настоящими друзьями.
Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же
самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом.
Скорее всего, вы не нанесете никакого ущерба своему ребенку даже в том
случае, если думаете о себе с чувством вины как о "плохом родителе". В
детях, как и в людях вообще, заключена огромная сила, которая побуждает их
жить, и именно эта сила определяет (в гораздо большей степени, чем все то,
|
|
что вы сделаете или не сделаете), какими они станут. Совершенно очевидны
значительные различия в тех условиях, в которых дети успешно вырастают и
становятся взрослыми: в индейских деревнях Центральной Америки, где их
изолируют на протяжении самых первых лет жизни в темных хижинах; в иглу
эскимосов; в примитивных племенах, где их воспитывают главным образом другие
дети и старики и где они очень редко видят родителей.
Если вы чувствуете, что оказались в ловушке: вы обижены, а ваш ребенок
помыкает вами, то почти наверняка можно сказать: сил у вас больше, чем вы
полагаете, в том числе и сил так изменить окружающее, чтобы почувствовать
себя гораздо лучше. Такое поведение, не причиняющее вреда ребенку, будет,
скорее всего, во благо и ему (или ей), и вам.
И вот, наконец, последнее приятное соображение, которое вы должны
принять во внимание:
Вы обладаете таким же стремлением, такой же потребностью, таким же
правом на счастье, свободу, внимание, уважение, любовь и т. д., как и ваш
ребенок.
Будем считать: теперь вы чувствуете готовность начать работать с той
конкретной проблемой, которая существует в ваших отношениях с ребенком.
Прежде всего давайте попытаемся понять: в чем же состоит ваша цель, к чему
вы стремитесь, чего хотите добиться от сына или дочери? Если вы сможете
прояснить для себя и удерживать в уме, то чего на самом деле хотите, общаясь
с ним или с ней, то у вас будет больше уверенности, что вы продвигаетесь к
данной цели, а не просто зарываетесь все глубже и глубже в ту исходную
стрессовую ситуацию, которая вам совсем не нравится. В чем же состоит ваша
цель?
В подобных случаях родители обычно стремятся одновременно к нескольким
целям, которые к тому же находятся как бы на разных уровнях. На более
непосредственном, конкретном уровне они прилагают все силы, чтобы изменить
некое поведение ребенка, которое, собственно, их и беспокоит.
Он не может продолжать заниматься воровством!
Он должен ходить в школу!
Я хочу, чтобы она приходила вовремя!
Я хочу, чтобы она прекратила ругаться!
Когда родителей просят объяснить, почему они хотят добиться именно этих
изменений, они обычно указывают на более отдаленные цели, относящиеся уже к
несколько более обобщенному уровню. Например:
Я хочу, чтобы он прекратил воровать, потому что: Я хочу, чтобы он был
честным человеком. Я хочу, чтобы он не попал в беду.
Он должен ходить в школу, потому что: Я хочу, чтобы он закончил среднюю
школу. Я хочу, чтобы он смог получить хорошую работу.
Она должна приходить вовремя, потому что: Я хочу, чтобы с ней не
случилось ничего плохого.
Затем, когда спрашиваешь родителей, к чему же они стремится в конечном
счете, что является целью воспитания детей в долговременной перспективе,
они, как правило, называют несколько очень общих целей.
Я хочу, чтобы он стал хорошим человеком.
Я хочу, чтобы она была счастливой.
Я хочу, чтобы у него в жизни были хорошие взаимоотношения с другими
людьми.
Если мы обобщим на самом высоком уровне все то, к чему, по мнению
родителей, стремится большинство из них, то получим следующую цель,
включающую в себя почти все частные цели:
Я хочу, чтобы мой ребенок стал порядочным, ответственным человеком,
способным принимать в отношении самого себя правильные решения.
Теперь мы отметим одну интересную особенность процесса достижения целей
в межличностных ситуациях. Мы обнаружили: этот процесс будет осуществляться
наилучшим способом и даст вам наибольшие шансы для достижения ваших целей на
всех уровнях, если вы забудете на время о целях более низких уровней и
направите всю свою энергию на достижение наивысшей цели. В действительности
|
|
вы не можете достичь многих целей более низких уровней, если будете
стремиться прямо и непосредственно к ним, и все попытки сделать это скорее
ухудшат, нежели улучшат вашу ситуацию. Попытки, предпринимаемые для того,
чтобы ваш ребенок прекратил воровать или начал ходить в школу, могут лишь
привести к увеличению случаев воровства и прогулов, особенно если (а именно
так часто и бывает), совершая все это, ребенок "награждается" вниманием
взрослых. Однако те же самые цели более низких уровней зачастую как бы
встают на свое место, когда вы стремитесь к более высокой цели. По этой
причине мы просим вас на некоторое время отодвинуть в сторону беспокойство
по поводу происходящего в отношениях с ребенком кризиса, конкретную школьную
проблему или проблему с воровством или нежелательными друзьями. Решая вопрос
о том, как повести себя во взаимоотношениях с ребенком, откажитесь от
желания подтолкнуть, направить его или ее к тому, что вы хотите в данном
конкретном случае. Вместо этого спросите себя: "Что я могу сделать в этой
ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным
принимать свои собственные решения?"