К семинарскому занятию. Приступая к изучению данного учебного курса, следует уяснить необходимость серьёзного внимания со стороны российских юристов к Европейскому Союзу как

Приступая к изучению данного учебного курса, следует уяснить необходимость серьёзного внимания со стороны российских юристов к Европейскому Союзу как политико-правовой реальности современного мира. При этом следует иметь в виду, что у России со странами Западной Европы сложились многовековые многосторонние, объективно необходимые отношения. Нет сомнений в том, что эти отношения следует развивать, в том числе на уровне нового государственного образования, каковым является Европейский Союз.

Кроме того, современной России в поиске оптимального пути политического и социально-экономического развития полезно знать как можно больше о своём геополитическом партнёре – Европейском Союзе, который развивается достаточно быстро и эффективно и демонстрирует возможности решения интеграционных проблем

При изучении дисциплины «История политических и правовых учений» обращалось внимание на то, что в доктринах 18-19 вв. идеи европейской федерации возникали неоднократно в контексте рассуждений о гармонизации международных отношений и формировании нового уровня единства европейских народов.

Следует задуматься и попытаться систематизировать представления о комплексе объективных и субъективных факторов, которые давали прежде и составляют на современном этапе основу представлений о возможности европейского объединения. Следует также составить представление о тех факторах, которые стимулировали европейское объединение после второй мировой войны: «доктрине Трумэна» (плане Маршалла), новой глобальной геополитической ситуации.

Далее следует обратить внимание на первые попытки объединения европейских государств в 1940-х годах: создание ассоциации «Объединенная Европа», проведение первого Конгресса Европы, оформление «Европейского движения».

Особо следует остановиться на тех факторах развития европейской интеграции, которые выявились в конце ХХ века в новых геополитических условиях. Обратите внимание на факторы, которые, с одной стороны, объективно усиливают потребность в европейской интеграции на современном этапе, а также, с другой стороны, на основные группы противоречий, выявляющиеся в процессе интеграции: различие уровней экономического и социального развития государств, противоречия в сфере внешней политики, различие правовых систем и др.

Следует изучить этапы объединения европейских государств и отразить представления по данному вопросу в составлении конспекта (схемы, таблицы), характеризующей хронологические рамки и содержание основных этапов формирования Европейского Союза.

В настоящее время в составе Европейского Союза 27 государств. Для формирования общих представлений о динамике расширения Европейского Союза целесообразно выделить следующие этапы:

1) 1957 и 1973 гг.– расширение состава Сообществ присоединением стран Западной Европы (Италии, ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии);

2) 1981 и 1986 гг. – расширение состава Сообществ за счёт стран Южной Европы (Греции, Испании, Португалии);

3) 1995 – расширение состава Сообществ за счёт стран Северной Европы (Финляндия, Швеция) и Австрии;

4) 2004 и 2007 гг. - расширение состава Евросоюза за счёт «новых демократий» – стран прежде входивших в состав социалистического содружества (Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии, Румынии) и островных государств (Кипра, Мальты).

На основе Договоров нужно рассмотреть условия вхождения государств в состав Евросоюза и условия их возможного выхода из Союза.

Следует составить представление о требованиях к государствам, претендующим на членство в Европейском Союзе. От них требуется: соблюдение общедемократических «правовых начал», достаточно высокий уровень развития экономики, приведение своей правовой системы в соответствие с правом Евросоюза. Как известно, современные Грузия и Украина заявляют о своём стремлении вступить в Евросоюз. Каковы, с Вашей точки зрения, их шансы на вступление?

Рассмотрение на семинарском занятии вопроса об отношении России к процессу расширения Европейского Союза создаёт возможность для дискуссии. Готовясь к ней, задумайтесь:

– как оценить с точки зрения безопасности России возникновение и расширение Европейского Союза?

– заинтересована ли Россия в том, что страны Восточной Европы стали членами Европейского Союза?

– действительно ли Россия стремится стать членом Европейского Союза, как это было заявлено в 1990-х гг.?

Цели Европейского Союза следует характеризовать на основе его основных документов – Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза (в дальнейшем именуемых «Договоры»).

Одним из наиболее существенных в рамках данной темы является вопрос о распределении предметов ведения, компетенций и полномочий между Европейским Союзом и государствами, его составляющими.

Обратите внимание на так называемые «подразумеваемые полномочия», признание которых позволяет на практике расширять компетенции Европейского Союза без изменения его учредительных документов.

Следует также рассмотреть понятие о «продвинутом сотрудничестве» и в связи с этим – переход ряда стран к более полному хозяйственному и валютному союзу на основе евро, а также шенгенский процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: