Материал для изучения студентами

Что следует оценивать – тип темперамента или свойства, которые могут быть скомбинированы очень разнообразно даже в рамках одного типа темперамента? По мнению Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина следует сосредотачиваться не на изучении типов темперамента, как предлагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств темперамента.

Нельзя не согласиться с рациональностью данного подхода. Разделим людей на 4 типа темперамента и рассмотрим, например, группу флегматиков. Флегматичный тип обозначим как медлительный, но ведь даже среди медлительных людей один более медлителен, чем второй. Насколько первый медлительнее второго? Насколько один сенситивнее, реактивнее, интровертированнее….? Ответы на эти вопросы можем дать, только измерив и оценив свойства темперамента.

С.Л. Рубинштейн к свойствам темперамента относил импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик – это эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность. В работах Г. Айзенка выделялись такие свойства темперамента как экстраверсия-интроверсия и нейротизм.

Есть авторы, которые в свойства темперамента включают характеристики общих способностей, например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания или свойства характера (активность волевой деятельности).

В настоящее время нет общепризнанного перечня свойств темперамента. Большинство ученых считают темперамент совокупностью динамических характеристик и в большинстве современных концепций представлены такие свойства темперамента как характеристика нервной системы, активность, реактивность, эмоциональность, сенситивность, ригидность (пластичность), интроверсия (экстраверсия) и т.д.

Остановимся на проблемах измерения некоторых, наиболее изученных свойств темперамента.

Диагностика свойств нервной системы. В структуре свойств темперамента важное место отводится свойствам нервной системы, отражающим особенности протекания процессов возбуждения и торможения. Большинство методик, применяемых для оценки свойств нервной системы, требуют специальной аппаратуры и особого помещения. Так с помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.

Кроме электроэнцефалографических часто используются двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук). Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Однако, применение аппаратурных методик в конкретной организации (вуз, школа, фирма и т.п.) вызывает большие сложности – они трудоемки и требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Поэтому были разработаны бланковые методики, а также используется метод наблюдения.

Во внелабораторных условиях чаще всего используют методику экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест), которая позволяет определить тип нервной системы. Данный тест позволяет выявить устойчивость и выносливость личности к разнообразным продолжительным раздражителям.

Для диагностики силы нервной системы в мыслительной деятельности применяются бланковые методики, где стимульным материалом выступает ряд слов (или отдельные слова), а задачей испытуемых является установление ассоциативного соответствия либо отыскание отношений между ними. Исследователя в данном случае интересуют не сами мыслительные операции, а динамика работоспособности во время решения этих заданий. Мыслительные операции выполняют роль интеллектуальной нагрузки и активизируют второсигнальную деятельность. Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет. Примером подобных методик могут быть методики «Исключение» и «Образование аналогий».

Методика «Исключение» представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому, после некоторой тренировки, предлагается из пяти предъявленных на карточке слов, назвать лишнее, не объединенное с остальными по общему признаку. Пример: 1. Лошадь, петух, баран, корова, коза. Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 сек. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом бланке. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Для оценки силы нервной системы также применяются методики, учитывающие тормозящее действие посторонних раздражителей на зрительную и световую чувствительность. Например, сравниваются зрительные пороги в тишине и при стуке метронома или слуховые пороги в темноте и при действии пульсирующего света.

Ряд методик основан на учете «закона силы», в соответствии с которым более интенсивный раздражитель вызывает большую ответную реакцию. Соответствие закону силы более характерно для лиц с сильной нервной системой. Так, для диагностики силы нервной системы используется предложенная В.Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражитель разной громкости. Время реакции измеряется с помощью специального прибора - нейрохронометра.

Динамичность нервной системы определяется как легкость и быстрота формирования возбудительных и тормозных условных рефлексов. Для оценки динамичности нервной системы относительно возбуждения используются показатели образования положительных условных рефлексов: фотохимических, электрокорковых, кожно-гальванических. Динамичность торможения измеряется скоростью формирования дифференцировок и угасания условных реакций.

Диагностика лабильности нервной системы. Под лабильностью принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель. Лабильность (инертность) нервной системы выражается в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т.д.). Для оценки лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности часто используют методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса; немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса.

В методике «Исполнение инструкций» испытуемому последовательно предъявляют карточки, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры и т.п. Могут быть и пустые карточки, Время на выполнение каждого задания фиксируется по секундомеру (от 2 до 5 секунд). Эксперимент проводится в высоком темпе: сразу же после команды «стоп» зачитывается следующее задание. Показателем служит сумма неправильно выполненных заданий и заданий, не выполненных вовсе. Примеры: Карточка 28. 1 3 2 4 5 7 4 8. Задание испытуемому: Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила над четными цифрами и под нечетными. Начали! На выполнение дается 4 секунды. Карточка 35. Задание: Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией - стрелку, направленную вправо. Начали! На работу отводится 2 секунды.

Оценка экстра-интроверсии. Эти свойства темпераментаоцениваются с помощью различных методических приемов. Так, опросник СМИЛ содержит шкалу социальной интроверсии (Si), по которой оценивается тенденция к уклонению от социальных контактов. Фактор Q2 в 16-факторном личностном опроснике Р. Кэттелла предназначен для измерения социабельности. Под социабельностью понимают степень общительности и степень учета в поведении человека мнения группы. В 16-факторном личностном опроснике точнее экстра-интроверсия может быть оценена по совокупности значений факторов А, Е, F, Н и Q2.

Диагностика активности. Активность является условием и мерой взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, показателем энергетического потенциала личности. Активность как интегральный показатель оценивается по шкале "Ма" СМИЛ, фактору "F" 16ФЛО.

Активность включает, по крайней мере, три независимых фактора - скоростной (скорость протекания отдельных поведенческих актов), эргический (мера потребности в деятельности) и вариационный (стремление к разнообразию и новизне). Эти факторы являются различными независимыми аспектами общей активности личности.

Для оценки скорости умственной активности используют показатели скорости выполнения различных интеллектуальных тестов: невербальных логических задач, методики «Перепутанные линии», корректурной пробы и др. Показателем скорости в психомоторной сфере будет являться предпочитаемая частота теппинга, время реакции, скорость письма и др.

Эргический аспект активности т.е. мера потребности в деятельности изучается в умственной и психомоторной деятельности, в частности, в заданиях, которые предусматривают оценку выносливости, терпеливости испытуемого к утомлению, скуке, болевым ощущениям и т. п. Эргичность в умственной сфере оценивается по времени поиска решения неразрешимой задачи, выполнения однотипных заданий, заданий возрастающей трудности или заданий, выполняемых при действии различных помех.

Показатели эргичности в психомоторной сфере – это частота максимального теппинга, степень нарастания максимального теппинга в непрерывном режиме, количество реакций на стимул, ответ на который по инструкции не был обязательным. Показателями «физической» эргичности могут быть - выносливость к мышечному усилию, максимальная продолжительность задержки дыхания, максимально выдерживаемая интенсивность электрического тока и т. п. Умственная и психомоторная эргичность не коррелируют между собой, входят в различные факторы.

Вариационный аспект активности (стремление к разнообразию и новизне) оценивается по вариабельности способов выполнения интеллектуальных тестов и стремлению к новым заданиям, новой информации.

Диагностика эмоциональности. Эмоциональность наряду с активностью называется большинством исследователей основной составляющей темперамента. Под эмоциональностью понимается способность к эмоциональному переживанию. В эмоциональности могут быть выделены следующие аспекты: модальность или качество преобладающей эмоции, эмоциональная возбудимость, сила (интенсивность) эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость.

Об эмоциональной устойчивости судят по тем изменениям, которые наступают в сформировавшейся деятельности под влиянием эмоциогенных факторов. Е.А. Милерян разработал методику, где с помощью «эмо-координометра» оценивают эмоциональную устойчивость по координации движений в условиях воздействия эмоциогенных факторов – это удары электротока при ошибочных движениях и жесткий лимит времени, отведенный на выполнение заданий.

Эмоциональная возбудимость определяется минимальной интенсивностью стимулов, вызывающих эмоциональные реакции. К показателям эмоциональной возбудимости относятся: количество смысловых единиц с эмоциональным значением в рассказах по ТАТ, порог фрустрации (степень неудовлетворения мотива, при которой наступает дезорганизация деятельности).

Оценку общей эмоциональности и определение преобладающих эмоциональных переживаний можно провести с помощью проективных методик (Роршаха, ТАТ, теста Люшера и др.). Показатель нейротизма (эмоциональная возбудимость-стабильность), которая оценивается по опроснику Айзенка, также указывает на эмоциональность личности. Лица с высокими значениями по этому фактору отличаются эмоциональной лабильностью, гиперреактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний. Для них характерно преобладание отрицательных эмоций беспокойства, тревоги и др. Предполагается, что высокий нейротизм является предпосылкой невротических расстройств, хотя высокие значения по фактору не обязательно сопряжены с неврозом. Об эмоциональной возбудимости также можно судить по фактору "С" 16ФЛО.

Диагностика ригидности. Ригидность указывает на инертность, консервативность, неподатливость к изменениям и трудность переключения с одного вида деятельности на другой.

Описано несколько видов ригидности: сенсорная (пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула), моторная (трудность перестройки привычных движений или двигательных навыков), эмоциональная (продолжение эмоционального ощущения после прекращения действия эмоциогенных стимулов), ригидность в сфере мышления (инерция суждений, установок, способов решения задач).

Психомоторная ригидность оценивается с помощью методик, в которых изучается процесс перестройки привычных движений или вновь образованных двигательных стереотипов. Например, дается задание писать букву S сначала в обычном начертании, а затем ее зеркальное изображение; писать фразу сначала обычно, а потом прописными буквами; скопировать фигуру, глядя на нее, а затем, глядя на ее изображение в зеркале, и т. д. Ригидность измеряется и по соотношению производительности при обычном и усложненном порядке выполнения задания.

Ригидность мышления оценивается по стойкости установок и способов решения задач, например, испытуемому предлагается 10 однотипных задач: имея три сосуда разного объема, налить в большой сосуд требуемое количество воды. Первые пять задач решаются только одним способом, шестая, седьмая и девятая задачи могут быть решены двумя способами (старым и новым - более кратким), восьмая - только новым способом. По решению шестой и последующих задач оценивается степень ригидности (способности к изменению стереотипа решения).

Показателем сенсорной ригидности является время темновой адаптации, влияние болевых воздействий на величину порогов ощущения и др.

Оценка темперамента при помощи наблюдения. В тех случаях, когда трудно провести диагностику с использованием специального оборудования, можно использовать метод наблюдения. При планировании наблюдения важно выделить признаки, которые могут быть объективно зафиксированы, например, перепады в интонации, длительность высказываний, частота обращения к партнеру, легкость вступления в разговор, громкость голоса, паузы-остановки, эмоциональные характеристики и т.п.

Оценка темперамента при помощи тестов. В западной литературе, в практике, психологических и медицинских исследований для определения темперамента используются тесты Г. Айзенка и К. Леонгарда. Согласно Айзенку, тип темперамента представляет собой один из четырех квадратов при пересечении двух шкал: 1) экстраверсия-интроверсия и 2) эмоциональная стабильность-лабильность (или нейротизм).

В клинической практике довольно распространенным является описательный метод оценки темперамента по К. Леонгарду. Согласно Леонгарду, существуют четыре основных типа темперамента:

1) гипертимический темперамент, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативой, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью;

2) дистимический темперамент характеризует индивида как пассивного субъекта с пониженной речевой активностью и замедленностью действий;

3) аффективно-лабильный тип темперамента характеризует индивидов с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;

4) аффективно-экзальтированный тип темперамента характерен для людей, которые легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Описательная типология темперамента К. Леонгарда является эмпирически найденной типологией, предназначенной для клинических целей, не может быть прямо использована для характеристики темперамента нормальных, здоровых людей. Для этого она должна быть значительно усовершенствована.

Широкую известность получил «Личностный опросник» Яна Стреляу, который предназначен для диагностики основных свойств нервной системы – силы процесса возбуждения/торможения и подвижности. В основе теста лежит концепция И. П. Павлова о трех основных свойствах нервной системы: силе слабости, уравновешенности неуравновешенности, подвижности – инертности. Комбинации этих свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности.

В России для оценки свойств темперамента традиционно используют «Опросник структуры темперамента (ОСТ)» и его модификацию – «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ) В.М. Русалова. В каждом опроснике рассматриваются проявления четырех формально-динамических свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности. ОСТ имеет 105 вопросов. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: