Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 баллов) | Высокие значения (35-48 баллов) |
ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА | ||
Эргичность (ЭРМ) | ||
Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность | Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, cредневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность |
Пластичность (ПМ) | ||
Повышеная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений | Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда | Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений |
Скорость (СМ) | ||
Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда | Средняя скорость моторно-двигательных операций | Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности |
Эмоциональность (ЭМ) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы | Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА | ||
Эргичность (ЭРИ) | ||
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов | Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения |
Пластичность (ПИ) | ||
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем |
Скорость (СИ) | ||
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности |
Эмоциональность (Эи) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе | Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением |
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА | ||
Эргичность (ЭРК) | ||
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость | Нормальнаяя потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству |
Пластичность (ПК) | ||
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ | Нормальнаяя готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам | Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ |
Скорость (СК) | ||
Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность | Обычная скорость речевой активности и вербализации | Легкая плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности |
Эмоциональность (ЭК) | ||
Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми | Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия | Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения |
Контрольная шкала (КШ). При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 баллов) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
|
|
|
|
Индексы и типы. В.М. Русалов предлагает выделять 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
|
|
1. Индекс психомоторной активности (ИП) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ.
ИПА варьирует 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.
ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК.
ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.
ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 36, т. е.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОА - ЭТ + ЭИ + ЭК.
Среднее значение (норма) равно 90 + 12, т. е. от 78 до 102.
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД =ИОА - ИОЭ.
Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 48
Дифференциальные типы. Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения нужно на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т. е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т. е. активность меньше 70, а эмоциональность — меньше 26, то данный испытуемый — «флегматик».
|
|
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т. е. выше 102), а эмоциональность — ниже нормы (т. е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».
Тип 4. Если активность меньше нормы (т. е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы (т. е. больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т. е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному типу».
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т. е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному типу».
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т. е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному типу».
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному типу».
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному типу».