Изучение темперамента школьника методом наблюдения

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

§ а) легко включается в работу;

§ б) действует со страстью;

§ в) действует спокойно, без лишних слов;

§ г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;

§ в) выслушивает и реагирует спокойно;

§ г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;

§ в) медленно, спокойно, но уверенно;

§ г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

§ а) бросает, потом опять продолжает работу;

§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

§ г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

§ а) быстро соглашается;

§ б) возмущается;

§ в) остается, не говорит ни слова;

§ г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

§ а) сангвинический;

§ б) холерический;

§ в) флегматический;

§ г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: