Вечерняя «свечка»

С первого дня мы использовали постоянную традицию лагерной работы — вечернюю «свечку», на которой вначале собираются все 30 человек, а затем группа расходится по двум мини-командам, которые в конце вновь объединяются. Мы дополнили традицию вечерней «свечки» формой индивидуальной работы участников с личным дневником, в котором они каждый день делали записи о своих впечатлениях и ожиданиях на следующие дни. Дневник был дополнительной формой рефлексии участников, так как в последующие дни перед заполнением дневника мы ставили ребятам конкретные вопросы об «искусстве жизни», которое они приобретали в течение дня. Обычно заполнение дневников сопровождалось мягким музыкальным фоном и, как ни странно, ребята каждый день с увлечением заполняли свои дневники, которые были только их личным достоянием.

В первый день после работы с дневниками в зал вносится общая большая свеча и рассказывается легенда о свече. От большой свечи зажигаются две маленькие командные свечи, возле которых ребята будут собираться в течение остальных дней. Команды расходятся по отрядным местам. Уже в командах каждый по кругу высказывается о своих первых впечатлениях, говорит о плюсах и минусах дня, об ожиданиях от следующих дней.

После воссоединения в общей группе вечер заканчивается информацией о следующем дне, о форме одежды, которая понадобится, а также о том, что завтра ребята встретятся с еще одной традицией — творческой зарядкой в 8.30 утра. Мы напоминали ребятам о режиме и о принятых правилах, затем осуществляли выбор помошников, которые будут всех будить утром на зарядку. Затем совершался ритуал закрытия дня: все встают в круг, сцепляются мизинцами, встают на одну ногу и, прыгая на ней, все вместе 3 раза повторяют: «Чтоб нам завтра повезло!» — и вместе задувают свечу.

День 2.
УРОКИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В МАСТЕРСКОЙ ЭКСТРЕМАМ [2]

Идея дня: Разрабатывая содержание этого дня, мы попытались определить для себя, о каком искусстве будет идти речь в Мастерской экстремала. И, уже имея набросок содержания 2 дня, выделили несколько видов «искусства жизни», которые мы будем познавать вместе с ребятами: искусство преодоления себя, своих страхов; искусство поддержки, доверия, командной работы.

Содержание дня построено в виде большой игры «Путешествие», состоящей из серии игровых командных препятствий, иногда их называют методами экстремально-приключенческой педагогики переживания или элементами «веревочного курса», а также игрового блока на доверие.

Задачи дня: Мы понимали, что первый полный день работы в лагере — это время, в которое важно также решить значимые психологические задачи:

ü сплочение участников лагеря для повышения эффективности взаимодействия в процессе дельнейшей работы;

ü развитие доверия в группе.

Поэтому этот день, с одной стороны, решал тематические задачи — изучение соответствующего «искусства жизни», а с другой стороны — был ориентирован на развитие отношений в группе.

Материалы: 10 ковриков размером 70x40 см, веревка (1м) — 10—15 шт., 8 ковриков размером 25x20 см, длинная веревка (порядка 7—10 м).

В этот день очень важна роль тренера — направляющего, поддерживающего, внимательного, следящего за техникой безопасности, хорошо знакомого со всеми проводимыми играми. Ребят важно предупредить о том, что одежда должна быть удобной и безопасной (например, девушки не должны быть на каблуках). Материалы для упражнений должны быть прочными, нескользкими, безопасными.

Содержание дня выстроено таким образом, чтобы, несмотря на все трудности, которые пришлось пройти участникам, день закончился на высокой эмоциональной ноте и с ощущением успешности команды и каждого участника. Во время вечерней «свечки» ребята много говорили об эмоциях, которые возникли у них в процессе упражнений, как о позитивных, так и о негативных; об открытиях в себе (новые качества, стороны, которые раньше не замечались) и взаимодействии с другими людьми. Особенно сильным для сплочения команды, принятия каждого участника стали упражнения на доверие.

К сожалению, времени на обмен и проработку всех чувств в этот день было недостаточно, и многие вещи всплывали по ходу работы в другие дни лагеря. Поэтому при проведении игр и упражнений, которые связаны с сильными переживаниями участников, значимыми процессами для группы, важно достаточно много времени отводить на обмен эмоциями и мыслями, их анализ, для того чтобы непроработанные чувства не стали «камнем», который будет тянуть группу «на дно», а наоборот, давали стимул для развития, изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: